УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Противоречия в исламе возникли в последние годы или они были ранее? В чем природа разногласий? На эти и другие вопросы смогли получить ответы представители журналистского пула, освещающие вопросы религии.
Семинар прошел в медресе при областной мечети «Имангали». Директор медресе Канат Жумагул вначале рассказал о работе медресе, обучение в котором проводится дважды в год длительностью 2 месяца. Здесь готовят в основном помощников имамов по рекомендации с мест. С каждого района могут обучиться по 2 человека, но в нынешнем году, к примеру, только из Макатского района проходят обучение 4 человека. Надо отметить, что все они мужского пола. Женщины обучаются на курсах при областной мечети. Для обучающихся питание и проживание бесплатное, что позволяет сконцентрироваться исключительно на учебе.
Спикер Канат Жумагул в своем выступлении решил акцентировать свое внимание на вопросе акиды, что означает мировоззрение, вероубеждение. Противоречия в исламе начались с периода правления сахаба Хазрета Омара, которого в глубоких раздумьях как-то застал ученый, мудрец Абдулла ибн Аббас. Свой вопрос он задал мудрецу, на что он ответил: «Это с одной стороны очень легкий вопрос. У всех наших исламских течений есть одна священная книга, спущенная с небес Пророку Мухаммеду (мир ему!). Но с тех пор прошло много времени, книга сохранилась, но комментарии к ней, сделанные великими учеными, были утеряны. Если учесть, что данную книгу постичь очень трудно, некоторые аяты воспринимаются отдельными течениями буквально. Поэтому наша сила только в знании, только путем убеждения мы сможем прийти к единству в вероисповедании. Это тернистый и тяжелый путь, но верный».
К примеру, теолог Ерсин Амре, один из немногих, кто может убедить даже глубоко заблудшего человека, благодаря своим глубоким познаниям об исламе. Если будет больше подобных теологов, то и ситуация будет лучше. Только путем добра, а не насилия мы сможем изменить ситуацию.
Интересным было и выступление главного имама мечети «Ат-Тахуа», теолога Усимхана Тилеуова. Он также остановился на истории священной книги, аяты которой были спущены Пророку Мухаммеду (мир ему!) в течение целых 23 лет. К примеру, перерыв между самым первым аятом и вторым составил целых 40 дней! Это делалось для того, чтобы сам Пророк Мухаммед (мир ему!) понял суть каждого слова, чтобы она дошла до каждой клеточки его тела, позже он разъяснял суть в своих хадисах. Именно поэтому для того, чтобы понять священную книгу, необходимо читать и углубляться в хадисы Пророка, изучать его биографию, его взгляды. Это единственный верный путь к достижению сути ислама. К примеру, Пророк (мир ему!) никогда не призывал к борьбе с пьянством, а в те времена вина хранились в кувшинах с человеческий рост. Он просто говорил: «Не читайте намаз после принятия горячительного. Вы можете перепутать аяты, ведь ваше сознание искажено». Либо говорил просто: «Будучи пьяным, к намазу не приступай». И только в последующих хадисах был спущен аят о том, что водка является харамом.
Относительно бороды. Для многих молодых людей религия стала одним из проявлений моды. Сегодня бороду отращивают не только верующие…
Гульжан ЕЛЕШЕВА