Общество

Умей управлять своим временем

Многие из нас суетятся с самого утра: то одно, то другое. Вечером валимся с ног, а утром вновь круговорот дел, которым, кажется, нет конца. А если таким образом проходит вся жизнь? Как-то прочитала в Интернете записки медсестры, ухаживающей за тяжелобольными, которым оставалось жить всего немного. Она отмечала, что все они считали, что потратили свою жизнь впустую, сожалея об этом. Хотя среди них были и успешные люди. На вопрос: «Почему?», отвечали, что мало времени уделяли своей семье, близким и своей жизни. Так как прожить свою жизнь, чтобы не испытывать разочарования? Точнее, как правильно использовать свое время? В интервью с директором представительства в Атырау по Западному региону Almaty Management University Алией Джетписовой мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.

— В последнее время я часто слышу о тайм-менеджменте. Как можно эффективно использовать время?
— Точнее будет, если скажем не использовать, а управлять своим временем.
— А какая разница между этими словами?
— Большая. Обучение тайм-менеджменту помогает научиться управлению своим временем. Я расскажу одну притчу «Наточить нож». В лесу работали две бригады по рубке леса. Начальник одной из них требовал от своей бригады работы без перерыва, чтобы обеспечить высокий результат. А бригадир другой бригады вел себя иначе. Он действовал по принципу «наточить нож». Бригада одно время работала, потом какое-то время не было слышно звука топоров. К концу дня получилось так, что вторая бригада, несмотря на то, что делала перерывы, показала высокую производительность. В итоге и результат есть, и люди к концу дня не вымотались, как в первой бригаде, потому что они «точили нож», в нашем случае топоры, и своевременно отдыхали. В первом случае время использовали, а во втором — им управляли.
Сейчас наступило новое время, которое диктует новые отношения. Это видно и по нашей Атырауской области. Ведь у нас работают представители многих мировых компаний, с разной культурой и менталитетом. Информация устаревает настолько быстро, что значимое вчера сегодня теряет свою актуальность. Знания тоже устаревают, и их надо обновлять.
— Но на это тоже нужно найти время?
— Конечно, поэтому необходимо управлять своим временем. В тайм-менеджменте есть понятие о пяти шарах. Есть 5 направлений в жизни каждого человека. Это — работа, здоровье, семья, друзья и путешествия. Если представить, что это шары, то работа — это резиновый шар. Люди очень много работают. Часто в ущерб своей семье, детям, близким и друзьям. Порой работают по 12 часов в сутки. Потому что в понятие работа можно вместить много времени. Поэтому этот шар резиновый, а остальные шары стеклянные. К ним надо относиться бережно. Потому что если заболеете, уже не сможете испытывать обычные человеческие радости, болезнь отравит вам ваше существование. Если семье не уделять внимания, неизвестно какими людьми вырастут ваши дети, что будут чувствовать ваши престарелые родители, которым на старости лет необходимы ваше внимание и забота, не говоря о вашей половинке. Друзья вас просто забудут и не будут никуда приглашать. А под путешествием я понимаю не обязательно поездку куда-либо, а просто движение, выехать на природу, ощутить себя ее частью, покопаться на огороде. Уметь в своей жизни правильно расставить приоритеты — вот что главное. Этому мы обучаем в нашем университете, у нас в данное время обучаются 4 группы, в которых сплошь руководители.
— По их мнению, что ими движет в получении новых знаний?
— В первую очередь, необходимо менять мышление. Необходимо правильно применять управленческие решения. К примеру, сейчас время трех поколений – X.Y.Z. Поколение Х – выросшее и воспитанное в советский период. Помните, наверное, когда все зависело от государства. Люди знали, что оно родимое всех и всем обеспечит. Тогда было «модно» работать годами на одном месте и даже выходить с этой работы на заслуженный отдых. Примерно в годы приобретения суверенитета Казахстаном, это в начале девяностых, родилось поколение Y, у них мышление другое. Для них уже неважно, где работать и сколько. Важно, нравится эта работа или нет, отвечает ли она личным запросам. Если нет, то нормально менять работу с разной периодичностью. Когда смотрю в их трудовую книжку, я порой удивляюсь, сколько уже рабочих мест успел поменять человек. А если приглядеться к тем, кто родился в двухтысячных, то у них совсем другие ценности, потому что и мир вокруг поменялся.
— Как говорится в казахской пословице: «Елу жылда — ел жа?а».
— Да.
— Так как в современных условиях необходимо управлять своим временем?
— Определиться с целями, приоритетами, ставить задачи и достигать. Очень важно, какими инструментами пользоваться. Я имею в виду этическую сторону. Тут уже многое зависит от воспитания, окружения. Надо работать головой. Правило 20/80 уже, думаю, знакомо вам. Когда за 20% времени успеваешь выполнить объем работы на 80%. 20% персонала дают 80% дохода. 20% ресурсов дают 80% прибыли и так далее. Если присмотреться, все мы рождаемся одинаково, живем в одной стране, но почему-то одни становятся более успешными, другие менее. Вопрос вновь упирается в управление временем. На эту тему можно много говорить.
— Вы являетесь членом экспертного совета по программе «Засветись!», реализуемой Фондом Евразия Центральной Азии по развитию социального предпринимательства, которая будет реализована в городе Атырау и в Жылыойском районе в течение двух лет при финансовой поддержке ТОО «Тенгизшевройл» по линии социальных инвестиционных проектов. И я знаю, что вы намерены активно участвовать в данной программе?
— Конечно, эта программа, я считаю, даст старт многим нашим землякам. Свое участие в программе вижу следующим образом. Тем, кто не сможет получить финансирование в размере 3,5 млн. тенге, мы решили предоставить возможность обучения у нас. Мы отберем наиболее интересные проекты и обучим авторов. Далее участники программы смогут сами доработать свои бизнес-планы. Так мы намерены простимулировать еще большее количество участников данной программы. И даем возможность поверить в свои силы. Таким образом, мы увеличиваем круг участников-победителей программы.
— Они также пройдут обучение по тайм-менеджменту?
— В первую очередь, чтобы «не распыляться», а эффективно управлять своим временем.
— Спасибо за интервью.
Послесловие: Чарльз Хэнди в своей книге «По ту сторону уверенности» пишет, что когда он начал пропадать на своей работе сутками, жена сказала ему, что он стал преуспевающим, но скучнее человека она не видела в своей жизни.
В этой же книге он размышляет о том, какие цели мы ставим перед собой. Приведу отрывок: «Действительно ли стоит тратить лучшую часть жизни на то, чтобы обогатить акционеров? Зачем человеку еще больше богатства, если у него уже есть достаточно, чтобы вести безбедное существование?.. В жизни должно присутствовать нечто большее, чем трата денег… Расцвет талантов в эпоху Возрождения в Италии заставляет трепетать наши сердца, а ведь это создавалось на деньги банкиров». Идея социального предпринимательства в некоторой степени отвечает мыслям писателя, потому что позволяет не только проявить свою предпринимательскую жилку, но и реализовать свои мечты, от которых, может быть, у кого-то затрепещут сердца…

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button