Общество

У аудиторов полно забот

В 2022 г. проверками областной ревизионной комиссии было охвачено 84 государственных учреждения, о чем сообщил на брифинге председатель Атырауского облревкома Равиль Тюлебаев.

Нарушения на 24 миллиарда с «хвостиком»

Согласно его информации, государственный аудит охватил 45 млрд тенге бюджетных средств, из которых 6,8 млрд тенге – это средства республиканской казны. Общая сумма выявленных нарушений составила 24,3 млрд тенге, из них сумма непосредственно финансовых нарушений равна 2,1 млрд тенге, сумма неэффективно использованных бюджетных средств (активов) равна 2 млрд тенге, сумма неэффективно запланированных бюджетных средств (активов) – 20,2 млрд тенге, а также количество нарушений процедурного характера – 640 единиц. Для сравнения: в 2021 году общая сумма выявленных нарушений из-за несоблюдения норм законодательства РК составила 2 млрд тенге, из них финансовые нарушения составили 742 млн тенге, сумма неэффективно использованных бюджетных средств – 423 млн тенге, сумма неэффективно планируемых бюджетных средств – 1 млрд тенге, количество нарушений процедурного характера – 609 ед.

Так, общая сумма финансовых нарушений, подлежащих восстановлению, составила 2 млрд тенге, на сегодня объектами государственного аудита восстановлено 1,6 млрд тенге (возмещено 36 млн тенге). В 2021 г. сумма финнарушений, подлежащих восстановлению, была равна 742 млн тенге, а было восстановлено 501 млн тенге (возмещено 462,2 млн тенге).

– Анализ показал, что значительная доля выявленных нарушений по итогам аудиторских мероприятий допущена из-за несоблюдений требований Бюджетного кодекса – 22 млрд тенге (91,4%), вследствие несоблюдений правил ведения бухгалтерской отчетности – 1,5 млрд тенге (6,6%), около 91 млн тенге (0,4%) – это нарушения правил возмещения расходов на служебные командировки, 68 млн тенге (0,3%) – несоблюдение статей Кодекса об административных нарушениях, 43 млн тенге (0,2%) – по причине несоблюдения требований Земельного кодекса, 17 млн тенге (0,1%) – из-за нарушения статей Налогового кодекса и 15 млн тенге (0,1%) вследствие нарушений законодательства о государственных закупках. По результатам проведенных аудиторских мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечено 130 должностных лиц, из них 89 даны замечания, 39 объявлен выговор и двум – строгий выговор. На основании материалов аудита, направленных для получения мер в уполномоченные органы, возбуждено 127 административных дел, в отношении 72 физических и юридичес­ких лиц наложены административные штрафы на общую сумму 6 млн тенге, – сообщил председатель облревкома.

Для сравнения, в 2021 году было возбуждено 256 административных дел, и на 120 физических и должностных лиц наложили административный штраф на 16 миллионов тенге. То есть благодаря проведению профилактической работы ревизионной комиссии, с каждым годом количество указанных нарушений уменьшается.

Срок за липовый квиток

Кроме того, по выявленным нарушениям в правоохранительные органы обл­ревкомом направлено 10 материалов в целях принятия процессуального решения. По итогам аудита за 2021 год, проведенного в Атырауском городском отделе земельных отношений, были выявлены факты мошенничества с предоставлением поддельных квитанций на сумму 120 млн тенге покупателями земельных участков. По данному правонарушению два лица в октябре 2022 года решением суда признаны виновными, им назначены наказания в виде пяти лет лишения свободы. На сегодня по данному факту в бюджет со стороны виновных лиц возмещено 66,5 млн тенге.

Также, по словам Равиля Тюлебаева, в прошлом году был проведен госаудит консолидированной финансовой отчетности управления координации занятости и социальных программ Атырауской области. Его особенность в том, что он проведен впервые в истории ревизионной комиссии. Аудитом охватили пять объектов, где выявили нарушения на сумму 213 млн тенге, из них финансовые нарушения составили 88 млн тенге, сумма неэффективно использованных бюджетных средств – 24,7 млн тенге. Основные причины нарушений обусловлены ненадлежащим исполнением работниками бухучета функциональных обязанностей, недостаточным уровнем компетентности должностных лиц, отсутствием надлежащего контроля руководства за соблюдением норм законодательства. Выявленные нарушения произошли из-за недостаточного руководства требованиями Бюджетного кодекса Республики Казахстан, Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, учетной политики и форм финансовой отчетности и правил их составления и представления. Таким образом, при составлении финансовой отчетности не проводилась необходимая инвентаризация многих счетов (основные средства, инвентарь, расчеты с дебиторами и кредиторами и т.д.). Не составлялись акты сверок. И в целях дальнейшего исключения выявленных нарушений и недостатков сотрудники ревизионной комиссии оказали консультативную помощь в ходе аудита, а также содействие службе внутреннего аудита в правильном ведении внутреннего бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности.

Что там с медициной и профтехом?

Кроме того, основное внимание аудиторских мероприятий Атырауский облревком обратил на анализ и оценку эффективности деятельности государственных органов. «К примеру, проведенным аудитом по реализации госпрограммы развития здравоохранения выявлены следующие недостатки, ­– продолжил Р. Тюлебаев. – анализ портала «Damumed» показал, что врачи оказывают услуги одновременно в нескольких организациях здравоохранения. Не проводится мониторинг по фактическому возмещению мер социальной поддержки молодым специалистам со стороны управления здравоохранения. Имеется нехватка реаниматологов, акушеров-гинекологов в районных больницах, есть проблемы инфекционного контроля, нехватки квалифицированных эпидемиологов, не сформирована информационная система по обеспечению лекарственными средствами для леченья социально значимых заболеваний. Имеет место низкий уровень доступа к бесплатной медицинской помощи.

По итогам аудита и анализа был дан ряд рекомендаций по повышению эффективности деятельности медицинских организаций области. В частности, по обеспечению медицинскими изделиями, планированию бюджетных средств с учетом конкретной потребности, регулярному мониторингу графика приема пациентов для исключения одновременного оказания услуг врачами в нескольких мед­учреждениях. А также по повышению интереса населения к скринингу и более активному внедрению информационной системы «Damumed» как помощь врачам и работникам среднего звена в части ее применения. Рекомендовано пересмотреть систему расчета заработной платы для повышения эффективности работы сотрудников, то есть внедрение системы оплаты труда, связанной с объемом и результатом работ, установление обратной связи с пациентами (внедрение механизмов оценки).

Далее. Как отметил председатель облревкома, в Атырауской области в сфере технического и профессионального образования (ТиПО) в результате проведенного аудита были выявлены нарушения на сумму 3 млрд тенге. Из них финансовые нарушения составили 1,7 млрд тенге, неэффективно использованные бюджетные средства – 1 млрд тенге и неэффективно планируемые бюджетные средства в сумме 625 млн тенге. Основным показателем результативности и эффективности реализации государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования является трудоустройство выпускников. Однако в 2021-2022 учебном году уровень трудоустройства после окончания специальных средних учебных заведений заметно снизился по сравнению с двумя предыдущими годами. При этом установлено, что при формировании государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием заинтересованными организациями не учтены предложения и не проведено исследование потребности в кадрах.

Кроме того, как было отмечено на брифинге, обеспечение библиотечного фонда организаций ТиПО обновленными учебно-методическими комплексами находится на низком уровне. Несмотря на большое количество преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации и переподготовки, их качественный уровень по-прежнему находится на низком уровне. Организации профтехобразования, несмотря на соответствующее поручение со стороны профильного министерства, все еще не перешли на подушевое нормативное финансирование.

Управлением образования в нарушение требований Бюджетного кодекса и правил составления и представления бюджетной заявки не обеспечены полнота и достоверность информации, расчетов, наличие подтверждающих документов, не подключено обоснование закупаемых товаров и не проведен надлежащий мониторинг выделенных бюджетных средств. Все эти обстоятельства впоследствии привели к неэффективному планированию и использованию бюджетных средств. По итогам аудита также был выдан ряд рекомендаций. К примеру, по рассмотрению вопроса по актуализации мониторинга трудоустройства выпускников организаций ТиПО, проведению ежегодных исследований с целью выявления востребованных специальностей, внедрению востребованных специальностей в организациях ТиПО вместо малоинтересных на рынке труда. А также по формированию предложений при размещении государственного образовательного заказа с учетом результатов исследований, проведение качественного анализа заявок на обеспечение организаций ТиПО учебниками и учебно-методическими комплексами, принятию мер по переходу на эффективную, прозрачную схему подушевого нормативного финансирования государственного образовательного заказа в организациях ТиПО и улучшению их материально-технической базы.

Тимур КАЗИЕВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button