ТРУД ­ ОСНОВА И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Кулжанов ректор1 Общество

В конце сентября казахстанцы впервые отметили День Труда. Праздник этот для всех нас новый, поэтому хочется поделиться мыслями о нем.

Со школьной скамьи у нас сложились самые яркие представления о труде как об одной из главных составляющих характеристик человека, связанных с его предназначением на земле. А в Трудовом Кодексе Республики Казахстан определение труда звучит как «деятельность человека, направленная на создание материальных, духовных и других действий, необходимых для жизни и удовлетворения потребностей человека и общества». Как видим, данное определение раскрывает суть понятия о труде, точно подчеркивая главное назначение труда в жизни человека и общества.

О том, насколько значимо это понятие сегодня, можно судить по тем программным документам, которые отражают контуры стратегического развития казахстанского общества. Так, в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент страны Нурсултан Назарбаев выдвинул идею о всеобщей занятости общества. Вот так уже на государственном уровне были подняты вопросы, связанные с будущим человека и общества. Только созидательный труд есть основа и смысл жизни. Программа всеобщей занятости общества становится жизненно необходимой в контексте и с учетом современных реалий. Более того, все рассуждения о перспективах развития общества будут несостоятельны без учета отношения его граждан к труду как основе созидания и утверждения благополучия в обществе. Есть еще один немаловажный момент. Идею Общества Всеобщего Труда, конечно, следует связывать с предоставлением каждому индивиду безусловного права на свободный труд, реализацию его личностных качеств.

Реализацию программы всеобщей занятости, предоставления условий для развития, в частности в системе образования, можно показать на примере Атырауского института нефти и газа, ведущего вуза Западного региона Казахстана, делающего ставку на подготовку высокопрофессиональных специалистов для нефтегазового сектора экономики страны. Руководством института создаются условия не только для ведения образовательной деятельности, но и для реализации творческой, научно-исследовательской работы каждого индивида. На уровне совещательных органов и документов применяется целый ряд решений, направленных на улучшение трудовой, производительной деятельности всего коллектива. Кстати, коллектив Атырауского института представляют, кроме профессорско-преподавательского состава, научные работники, лаборанты, а также многочисленный обслуживающий персонал. Начнем с того, что с учетом введения в учебный процесс кредитной технологии обучения, позволившей повысить уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной программы в рамках регламентированного учебного процесса, значительно повысилась и производительность трудовой деятельности каждого члена коллектива. Речь идет о предоставлении качественных образовательных услуг, а именно о разработке образовательных программ по всем специальностям на основе модульного изучения дисциплин, каталогов элективных дисциплин, индивидуальных учебных планов студентов и т.д., развитии внутренней и внешней академической мобильности студентов и т.д.

Внедрена и постоянно расширяется локальная сеть вуза, соединяющая все структурные подразделения АИНГ, а также ведется работа по внедрению системы электронного документооборота на корпоративном портале DeskWork, что ведет к постепенному высвобождению времени преподавателя для его самореализации.

За последние 2 года внедрена автоматизированная информационная система «Рlatonus», позволяющая комплексно автоматизировать процессы кредитной и дистанционной систем обучения. Централизованная база данных дает возможность руководить данным процессом и вести контроль, так как в АИС размещены рабочие учебные планы, силлабусы для ППС и студентов, а также информация о контингенте, индивидуальные учебные планы студентов, электронные журналы, ведомости и т.п.

Ежегодно 50-70 человек из числа профессорско-преподавательского состава АИНГ направляются на курсы повышения квалификации. В последние годы расширилась география таких курсов: они проходят не только в Казахстане, но и в ведущих университетах зарубежья.

В целях улучшения качественного состава ППС института за последние 2 года 12 сотрудников направлены в целевую магистратуру и докторантуру в КазНТУ имени К.И. Сатпаева и ЕНУ имени Л.Н. Гумилева.

Начата работа по внедрению системы полиязычного образования на востребованных в нефтегазовой отрасли специальностях («Нефтегазовое дело», «Химическая технология органических веществ», «Электроэнергетика», «Морская техника и технологии», «Учет и аудит»), организованы языковые курсы для подготовки ППС. Так, в июне2014 г. для преподавателей института был организован учебный семинар по теме «Полиязычное образование: организация и перспективы» с приглашением специалиста из Центра полиязычного обучения при КарГУ им. Е. Букетова. По окончании курсов всем слушателям были выданы сертификаты.

В перспективе — организация работы по внедрению полиязычного образования инженерно-технического направления. АИНГ включен в перечень вузов, в которых с 2014-2015 учебного года будут функционировать специальные отделения педагогического, инженерно-технического и естественно-научного направлений. Все это есть доказательство того, что в АИНГ ведется работа по реализации государственной программы занятости, а значит, вопрос о трудовой деятельности в коллективе решается на должном уровне. Естественно, что в центре внимания руководства вуза есть и будут находиться вопросы создания качественных условий для полноценной реализации индивидуальных способностей как преподавателей, так и студентов, учитывается режим рабочего времени и полноценного отдыха.

В целях контроля и прозрачности работы в2012 г. создан Попечительский совет АИНГ. Постоянно совершенствуются формы взаимодействия с Попечительским советом института: разрабатываются совместные программы обучения специалистов с учетом требований работодателей (например, с работодателями согласованы элективные дисциплины по всем специальностям бакалавриата, которые внедрены в учебный процесс 2013-2014 учебного года, соответствуют реальным потребностям производства и повышают качество подготовки специалистов); созданы филиалы 11 выпускающих кафедр для проведения практических, лабораторных занятий на производстве; привлекаются представители организаций, в том числе иностранных компаний из числа опытных инженеров и менеджеров, к чтению лекций. Члены Попечительского совета содействуют проведению международных научных конференций, являясь активными участниками. За счет них увеличивается количество баз производственных практик и повышается трудоустраиваемость выпусников и т.д. О том, насколько важна и необходима роль Попечительского совета в нормальном функционировании современного вуза, на примере нашего института говорит и следующий факт. В октябре текущего учебного года планируется проведение курсов повышения квалификации для членов Попечительского совета АИНГ в Астане на базе Назарбаев Университета с продолжением учебы в Великобритании.

Следует отметить, что в АИНГ уже начата работа по реализации проектов государственной программы форсированного инновационного развития (ГПФИИР). АИНГ вошел в число 11-и вузов-членов Консорциума вузов по подготовке специалистов в рамках ГПФИИР — 2. И этот факт не только радует нас, но и дает импульс к движению вперед.

Как говорят, «труд облагораживает человека». И если учесть, что учеба тоже есть труд, не менее ценный и благородный, то можно нисколько не сомневаться в том, что оба понятия есть суть жизни. Ибо только в труде, в неустанном стремлении к улучшению жизни вокруг себя, в этой вечной устремленности к познанию себя и мира и есть истинное назначение человека на земле. Пока есть человек-труженик, есть уверенность в установлении порядка и мира на земле.

В заключение замечу, что в многочисленном коллективе Атырауского института нефти и газа на протяжении десятков лет трудится не одно поколение семейных династий. Они вносят огромный вклад в развитие института. Можно с уверенностью сказать, что День Труда по праву очень значимый праздник для всех казахстанцев.

 Дюсембек КУЛЬЖАНОВ,
ректор Атырауского

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна