Требуются кристально честные
С 1 января усовершенствована система оценки компетенций государственных служащих. Кроме того, изменены правила тестирования.
– На первом этапе граждане сдают тестирование на знание законодательства, где устанавливаются пороговые значения. Согласно статистике в 2018 году в тестировании приняли участие более 53 тысяч человек, из которых положительную оценку получили 46%, – проинформировал руководитель управления департамента государственной службы Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Еркебулан Бердыбеков.
Второй этап – это оценка личных качеств, так называемых компетенций. Компетенции определены как базовые и дифференцируемые. Первые необходимы для всех госслужащих. Так, вне зависимости от уровня должности, на которую претендуют, кандидаты должны отвечать таким требованиям, как добропорядочность, ориентация на потребителей, ответственность, инициативность, стрессоустойчивость.
С учетом уровня должности дополнительно проверяются следующие компетенции. Для исполнительских должностей – это саморазвитие, оперативность, сотрудничество и взаимодействие, управление деятельностью. Для руководителей низового звена – принятие решений, лидерство, сотрудничество и взаимодействие, оперативность и саморазвитие.
Для руководителей среднего звена обязательно наличие таких компетенций, как стратегическое мышление, управление изменениями, лидерство, принятие решений, управление деятельностью, сотрудничество и взаимодействие. По окончании тестирования кандидатам выдается заключение с описанием их личных качеств.
Основным отличием данной оценки от прежней является дифференциация компетенций по уровням управления. К примеру, ранее кандидаты оценивались лишь по признаку «руководящая» – «исполнительская должности». Другими словами, для руководителя низового звена в селе и руководителя среднего звена в Министерстве устанавливались единые требования. Теперь данная проблема решена.
Разработанная рамка компетенций соответствует стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и лучшей зарубежной практике, так как в основе вопросов лежат психометрические задачи и ситуационные кейсы, которые в совокупности дают полную картину о кандидате. Данный портрет учитывается конкурсными комиссиями при проведении собеседования на третьем этапе.
Е. Бердыбеков отметил, что для исключения фактов представления кандидатами недостоверных сведений о себе в оценку включены вопросы на определение уровня достоверности. При низком уровне достоверности тестирование считается непройденным. Установлен порог именно по достоверности, так как не имеет смысла изучать компетенции кандидатов, если ответы кандидатов не соответствуют действительности. Вопросы валидизированы и точно оценивают данный показатель. Граждане, не преодолевшие установленные пороги, смогут повторно пройти тестирование через месяц.
Вторая поправка подразумевает исключение бумажного документооборота при проведении конкурсов среди государственных органов. Так, ранее для участия в конкурсе госслужащие были вынуждены обращаться в кадровую службу для получения послужных списков, далее направлять их в государственный орган, что соответственно порождало документооборот и излишнюю бюрократию. Теперь эти процессы при внутренних конкурсах автоматизированы и подаются в электронном виде посредством систем «Е-қызмет», «Е-gov» или на адрес электронной почты госоргана.
Автоматизация процессов и сокращение документооборота предусмотрена также при общих конкурсах. Так, следующая поправка предусматривает исключение бумажных сертификатов при прохождении тестирования на знание законодательства и оценки личных компетенций.
– Ранее гражданин при прохождении тестирования получал сертификат и представлял его в службу управления персоналом для участия в конкурсе. Такой подход имел ряд недостатков. Агентство затрачивало бюджетные средства на покупку бланков с водяными знаками. Кроме того, при одновременном участии кандидатом в нескольких конкурсах ему требовалось снимать копии с бланка и нотариально заверять их. Существовала также угроза подделки сертификатов, – акцентировал Е. Бердыбеков.
Теперь при прохождении тестирования результаты граждан будут храниться в системе «Е-қызмет», посредством которой кадровые службы госорганов будут самостоятельно знакомиться с результатами тестирования кандидатов. Именно такой подход сокращает количество подаваемых гражданином документов для участия в конкурсе.
В настоящее время Агентством также прорабатывается вопрос исключения справок из психиатрических и наркологических организаций с помощью интеграции соответствующих информационных систем.
Светлана НОВАК