НовостиОбщество

Трагедия жизни

Осмысление проблем истории Казахстана первых двух десятилетний ХХ века являeтся одним из актуальнейших, сложнейших во многом противоречивых вопросов современной исторической науки. И этот период в истории казахов занимает особое место.

Стремление Российской империи подавить все зачатки казахской самобытности, прослеживающее на протяжении многих лет, приводит к большому упадку степного народа. Предпринимаются различные пути колонизации казахского народа: казачья экспансия, переселение крестьян. Но получив блестящее образование и понимая все тяготы проводимой политики царизма в степи, казахская интеллигенция стремится к освобождению народа и активно включается в борьбу с несправедливостью данной политики. Этот период представлен плеядой ярких личностей, таких как Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов, Мухамеджан Тынышпаев и другие.

Одним из великих представителей казахской интеллигенции является Алихан Нурмухамедович Бокейханов. Он родился в 1866 году в ауле Токраунской волости Каркаралинского уезда Карагандинской области. Выходец из знатной (султанской) семьи, Алихан окончил Омское техническое училище. Затем поступил в Императорский Лесной Институт на экономический факультет в Санкт-Петербурге, закончив его в 1894 году. На долю Бокейханова, как на ученого, преподавателя, журналиста, этнографа, публициста и социолога, выпала тяжелая и сложная историческая миссия быть главой первой казахской автономии Алаш Орда.

В 1903 году в Петербурге вышел 18-й том собрания под названием «Россия. Полное географическое описание нашего края». Одним из авторов этой книги, посвященной истории Казахского ханства, был А. Бокейханов. Им написан раздел «Распределение населения киргизского (т.е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура», в котором излагается общая характеристика культуры казахского народа по материалам «Народной литературы», в особенности через анализ поэмы «Козы Корпеш и Баян Сулу». В своем материале автор выделяет Абая, высоко оценив его как «представителя нового течения» в казахской поэзии. Букейханов и позже в своих публикациях представлял Абая русскому читателю.

Обучаясь в Омске и Санкт-Петербурге, Алихан Нурмухамедович близко сошелся с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были такие крупные ученые, как Г. Потанин, академики Ф. Щербина, С. Швецов, Бартольд и Радлов. А будучи избранным в Государственную Думу, Бокейханов сотрудничал с Керенским, Шульгиным, Чхеидзе и был в дружеских отношениях с Милюковым.

Еще в студенческие годы Алихан, блестяще осваивая основные предметы, изучил западную философию, русскую литературу и юриспруденцию. Он перевел на казахский язык и дал комментарии на философские выкладки «последнего из пророков Л.Н. Толстого, а также состоял в переписке с В. Короленко».

В 1904 году А. Бокейханов принимал участие в экспедиции Ф.А. Щербины, исследовавшей особенности природы и экономики северно-восточных и центральных областей Казахстана и Сибири, по итогам которой были подготовлены материалы о масштабном переселении русских крестьян на земли казахов.

В 1905 году Алихан Нурмухамедович вступает в ряды конституционно-демократической партии, после чего проводит собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В этом же году он участвовал в Каркаралинском движении протеста против притеснений царизма, под организованной им петицией подписались 14 500 человек. В том же году был избран депутатом в Первую Государственную Российскую Думу по Семипалатинскому округу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом. За активную деятельность против колониальной политики царского самодержавия был осужден и сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара.

После выхода Царского манифеста в 1907 году, «дарующего» народам России относительную политическую свободу, А. Бокейханов работал в кадетских газетах «Иртыш», «Омич», «Голос» в качестве редактора. Это событие в России внесло свои коррективы и в деятельность казахской интеллигенции, которая начинает бороться за создание своих печатных изданий. Так, первым изданием становится журнал «Айкап», который печатался на казахском языке (на основе арабской графики). Данное издание освещало все стороны жизни казахского народа. Авторы, собравшиеся вокруг журнала, представляли прогрессивную казахскую интеллигенцию.

После роспуска первой Государственной Думы лишенный возможности привлечь внимание к проблемам казахского народа Алихан Бокейханов пытается сделать это через российскую печать. Таким образом, его статьи «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых пашен» находят свое место в «Сибирских вопросах», которые убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов – кочевое скотоводство – не прихоть казахов, не дань «природной лени», а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. Также Бокейханов раскрывает сущность искажений результатов обследования хозяйств, о невозможности обработки земли обычными экстенсивными методами, убеждает, что переселение – бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев. Алихан Бокейханов разоблачил лживые призывы царского правительства «облагородить степь», как не имеющие оснований и несущие только бедствие народам.

В 1916 году Бокейханов озвучил идею земства как органа местного самоуправления, существующего совместно с центральной властью – один из главных элементов его политической программы. Февральская революция 1917 года им была понята и встречена с радостью, так как народ освободился от гнета и насилия царизма, и укрепила надежду управляться самостоятельно. Но уже в июле 1917 года взгляды А. Бокейханова и партии кадетов расходятся по основному вопросу его жизни – предоставление автономии казахскому народу, а также о взаимоотношении государства и церкви, несогласии кадетов сохранения частной собственности на землю и по ряду других принципиальных вопросов.

Свою точку зрения Алихан Нурмухамедович изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», выразив ее лишь фразой, что он против «сохранения империи при существующих границах». В декабре 1917 года по инициативе А. Бокейханова на Всеказахском учредительном курултае была провозглашена Алаш Орда – автономия казахов, имеющая единую территорию, историю, культуру и язык, гарантирующая права национальных меньшинств и пропорциональное представительство во всех учреждениях автономии. Был образован Всеказахский народный совет Алаш Орда из 28 человек, 10 из которых отводились русским и другим народам.

Партия ставила перед собой цель – приобретение независимости на уровне автономии в рамках России. В 1918 году в программе партии «Алаш» было провозглашено первое самостоятельное государство, а уже позже, между Алаш Ордой и большевиками достигнутый компромисс разрушается и лозунг «Алашординец-националист, враг народа» стал синонимом тотальных репрессий против тех, кто составлял интеллектуальный потенциал казахского народа. Но единственное, чем были удостоены эти, без сомнения, выдающиеся люди в советской историографии – это ярлыком националистов.

После объявленной советской властью амнистии в 1920 году лидер Алаш Орды Бокейханов больше занимался землеустройством и организацией овцеводства, чем просветительской работой. Именно в эти годы пресекается деятельность альтернативных партий, свободные органы печати уничтожаются, а лидеры республики были взяты под особый контроль. Не избежал этой участи и А. Бокейханов.

Алихан Нурмухамедович, трижды осужденный царским режимом за политическую деятельность и сосланный за пределы Казахстана, неоднократно подвергался аресту и в советское время. С 1922 года, вплоть до расстрела в 1937 году, он был лишен права посещать родной край.

Главенствующая в политическом наследии А.Н. Бокейханова идея национально-государственного самоопределения была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее осуществление, но в конечном итоге поплатились за это собственной жизнью.

Мужественный человек Алихан Нурмухамедович прожил нелегкую, наполненную надеждами и разочарованиями, победами и поражениями жизнь, которая и закончилась трагически. В июне 1937 года его пришел арестовывать Ежов, тот самый знаменитый Ежов, который учился с супругой Бокейханова. В Москве 27 сентября 1937 года военной коллегией Верховного суда СССР Алихан Бокейханов был обвинен в принадлежности к террористической организации и в тот же день расстрелян.

В суде он взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь тем самым защитить участников движения, и делал он это сознательно. С тех трагических лет выросло несколько поколений казахстанцев, не знавших о судьбе лидера движения Алаш. В последнем слове присущей ему прямотой и честностью Бокейханов заявил, что он «советскую власть не любит, но признает». Как в свое время близкий друг А.С. Пушкина Чаадаев, А.Н. Букейханов не принял «отвлеченных систем и теории за благо своей Родины».

14 мая 1989 года Постановлением Верховного суда СССР А. Бокейханов был оправдан за отсутствием состава преступления.

 Гульжамал КАЛЕНОВА,

кандидат историчесикх наук,

 профессор АГУ имени Х. Досмухамедова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button