Общество

ТРАГЕДИЯ БУКЕЙХАНОВА

5 марта этого года исполняется 150 лет со дня рождения видного казахского политического и общественного деятеля, одного из предводителей движения «Алаш» Алихана Букейханова. Неординарная и разносторонняя личность, внесшая огромный вклад в становление казахской государственности, стала жертвой политических репрессий. До сих пор в обществе идут споры о роли Букейханова в жизни народа. Ну, а на самом деле, кто он?

ПОТОМОК ЧИНХИСХАНА

Но сначала остановимся на его родословной. Алихан Букейханов является чингизидом. Он потомок старшего сына Чинхисхана — Джучи. Один из последних казахских ханов Букей является прадедом Алихана.
Родился он 5 марта 1866 года в Каркалинском уезде Семипалатинской области. Когда Алихану исполнилось 9 лет, отец его отдает на обучение местному мулле, но смышленый малыш, поняв, что дети, обучающиеся в городской трехклассной школе, более развиты разносторонне, по собственному желанию переводится в это образовательное учреждение. После окончания школы учился в Омском техническом училище и получил специальность механика. В 1890-1894 годах обучается в Санкт-Петербургском технологическом институте лесного хозяйства. В этом высшем учебном заведении молодой Алихан принимает активное участие в работе различных студенческих кружков политической направленности, которые на тот момент бурно обсуждали будущее России в ХХ веке. Как свидетельствуют ученые-историки и библиографы Букейханова, студенческая пора утвердила сознание о независимом государственном устройстве казахского народа и вооружила, как сейчас модно выражаться, новыми политтехнологиями.

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИКА

По возвращении в Омск Букейханов становится членом партии «Народная свобода», организовывает маленькую ячейку из числа представителей казахской интиллегенции. В 1905 году в целях создания филиалов Российской конституционно-демократической партии (партия кадетов) проводит обширные собрания в Уральске, Семипалатинске. Становится одним из инициаторов антицарской Каркалинской петиции, которую подписали 14 500 человек.
В 1905 году Алихан Букейханов от имени казахов Семипалатинска был избран депутатом 1-й Государственной Думы. Но он не смог принять участие в работе Думы, так как по необоснованному указу Степного генерал-губернатора и без судебного следствия был заключен на три месяца в павлодарскую тюрьму. По освобождении из тюрьмы Букейханов отправился в Санкт-Петербург, но Дума уже была расформирована по указу царя. Недовольная этим решением императора часть депутатов выехала в Выборг и подписала обращение. Подписал его и Букейханов, за что был заключен на три месяца в семипалатинскую тюрьму, позже был выслан в город Самару, где имел право заниматься только лишь научными работами.
По окончании срока ссылки в 1916 году он приезжает в Оренбург, где начинает активную политическую деятельность. Избирается в городскую Думу от имени местных казахов. Позже становится делегатом 1-го Российского сьезда мусульман, членом фракции мусульман Государственной Думы.
Кстати, среди делегатов 1-го сьезда мусульман был и наш земляк, Халел Досмухамедов. Позже их жизненные пути еще не раз пересекутся…

ГРАНИ ЛИЧНОСТИ

Алихан Букейханов является первым библиографом Абая. Его перу принадлежат более 100 научных трудов по этнографии, истории, устному народному творчеству, литературе и фольклору. Является автором научных трудов по животноводству и растениеводству. Он стал инициатором и первым издателем таких известных народных эпосов, как «Козы Корпеш и Баян сулу», «Ер Таргын» и «Ер Сайын».
По воспоминаниям академика Алкея Маргулана, в период с 1925 по 1927 год Букейханов был профессором Ленинградского государственного университета.
Был одним из тех деятелей казахской интеллигенции, кто принимал непосредственное участие в становлении национальной журналистики. Он был инициатором появления казахских отделений в русской периодической печати региона. Например, в 1889 году стал выходить вкладыш газеты «Акмолинские областные ведомости», на казахском языке «Дала уалаяты», которую принято считать первой казахской газетой. На страницах данного печатного издания Букейханов остро критиковал устаревшие обычаи и быт своих соплеменников. Особо яростно критиковал малограмотных представителей религии, которые своими псевдо-знаниями о канонах мусульманства заводили в еще больший тупик степной люд в вопросах религии.

ИСТИННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «АЛАШ»

Сейчас идет много споров о происхождении слова «Алаш». Но наиболее конкретную историю по этому поводу дал, по нашему мнению, все-таки Алихан Букейханов.
Еще в 1910 году в своем очерке «Қазақтар» («Казахи») политик отметил, что воинственный клич казахов «Алаш» является мифической личностью.
В 1913 году в своей статье «Қазак-тың тарихы» («История казахов») более подробно остановился на названии «Алаш», отметив, что это подразумевает под собой предводительство. «Хана Джучи народ называл «Алашом». «Предводитель алашов — Алаш», — писал Букейханов.
В 1917 году, на первом курылтае казахов, большинство делегатов поддержали именно партию «Алаш», за которую отдали 43 депутатских мандата. И так началась новая страница в биографии Алихана.

МАСОНСТВО АЛИХАНА

Алихан Букейханов ясно понимал, что на тот момент полная государственная независимость для казахов невозможна в силу мощности имперских амбиций России. Он понимал, что даже при свержении царской власти, плохо вооруженные и неопытные в современном военном деле с применением новейшего вооружения, в экономическом плане находящиеся в полной зависимости от северного соседа, казахи не могут в одночасье стать полноценным независимым государством. Поэтому ему пришлось принимать не всегда популярные решения для своих земляков.
Так, в 1916 году 3 февраля Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсынов встретились с военным министром Поливановым по поводу призыва казахов в армию. Главная цель этой идеи — обучение казахов владению новейшей техникой в армии. Алашордынцы прекрасно понимали, что без хорошо обученных солдат создать современную армию, которая действительно могла бы защитить народ, невозможно.
Пришлось идти и на политические уступки. Современники обвиняли Букейханова и в том, что он слишком рьяно защищал идею масонства и вступил в партию кадетов. Но, как утверждает доктор филологических наук, директор научного центра «Библиотека Отрара» Евразийского университета имени Л. Гумилева Турсын Журтбай, Букейханов вступил в партию кадетов по той причине, что данная политическая сила объявила о своей борьбе именно за право на самоопределение малых народов. Конституционная партия, коей себя объявили кадеты во главе с Керенским, объявила о стремлении создать «демократическое, гражданское общество». В рамках агитации идей партии появилась возможность объединения духовной и культурной интеллигенции тюркских народов. Провели 1-й сьезд мусульман России, на котором принял участие, как мы сказали выше, и Халел Досмухамедов. То есть Букейханов пошел на этот шаг ради достижения великой цели — объединения всех казахов, не разделяя на жузы, роды и кланы. Но как только цели партии стали противоречить интересам казахского народа, Алихан вышел из ее рядов.
В 1917 году Керенский заявил, что Туркестан и степные области — это не Тульская и Тамбовские области. Мы будем относиться к ним (казахам — автор), как относятся англичане и французы к своим порабощенным народам.
Более того, Букейханов вышел из ее рядов, потому что партия кадетов была против предоставления автономии казахам. Это и явилось одной из последних причин для создания собственной партии казахов — «Алаш».

ЧЕГО ДОБИВАЛАСЬ ПАРТИЯ КАЗАХОВ?

Основные концепции партии «Алаш» ясно и четко выразил опять же Турсын Журтбай. Он их разделил на пять основных принципов, которые в начале ХХ века были актуальными для казахского народа.
Первое. До тех пор, пока сами казахи, опираясь на новые технологии, науку и технику не смогут обрабатывать землю, она не может быть приватизирована. За эту землю проливали кровь не одно поколение казахов, поэтому она не может быть приватизирована или продана.
Второе. По проекту Букейханова, недра земли, ее богатства должны приносить пользу казахскому государству. То есть благами земли в первую очередь должно пользоваться местное население. Лишь после переизбытка прибыли от земли можно давать ее в аренду.
Третье. Необходимо было стремиться к экономической независимости. И одной из основополагающих доктрин этого Букейханов видел в развитии перерабатывающей промышленности.
В четвертых. В казахском государстве, по мнению Букейханова, верховенство должно было отдаваться национальному языку, культуре, обычаям и религии. То есть, как утверждал Халел Досмухамедов, национальной культуре должно отдаваться предпочтение.
В-пятых, должно создаваться национально-демократическое государство, по примеру Японии, законодательство которой опирается на национальные обычаи.
Одним из оснополагающих принципов движения «Алаш» явилось стремление создать в казахской степи «земство». В этом случае появилась бы возможность собирать налоги на определенной территории для развития инфраструктуры и социальной сферы. Конечной же целью организации «земства» являлось укрепление основ государственности путем усиления роли местных органов самоуправления. Что дало в итоге это стремление для самого Букейханова и движению «Алаш»?

УЗНИК ИЛЛЮЗИЙ?

В итоге Букейханов, члены партии «Алаш», как и многие другие представители политического небосклона того времени, стали жертвами политических репрессий уже новой власти.
Во время Гражданской войны алашордынцы стояли по разные стороны баррикад с большевиками. Но с 1919 года им пришлось принять очень тяжелое и одновременно единственное решение — пойти на соглашение с противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Более того, лидер движения был вынужден отказаться от активной политической деятельности. Он осуждал акцию Ленина по вооруженному захвату власти. Но поскольку власть большевиков не отвергала идею автономии, Букейханов посчитал необходимым работать в сфере культуры и науки. Но и тут его мнение напрочь отвергало идею марксизма и экономического материализма, которая шла вразрез с национальной политикой. Поэтому вскоре достигнутый компромисс между алаш-ордынцами и большевиками был расторгнут, идейные основы партии Букейханова стали основой репрессий казахской интеллигенции. Алихана до 30 года НКВД трижды арестовывал. По официальным данным, 27 сентября 1937 года он был осужден и в тот же день расстрелян.
Его обвинили в национализме. Как можно в этом обвинить человека, который восхищался трудами и поступками истинных представителей русской интеллигенции?! Так, например, в своей статье «Ұят!» («Позор!»), в поддержку заключенных в тюрьму Ахмета Байтурсынова и Мыржакыпа Дулатова в 1914 году писал: «А.Н. Радищев был арестован и сослан на 10 лет… Его современник Н.И. Новиков 15 лет провел в Шлиссельбургской крепости. Братья, Ахмет и Мыржакып! Вы сидите в тюрьме, в которой сидел Радищев и Новиков. В России мало людей, которые хотя бы один раз не побывали в заключении. Такие писатели, как Достоевский, Потанин, Короленко, Чернышевский, Морозов сидели в тюрьмах. Салтыков, Герцен, Пушкин, Тургенев — были сосланы…».
Человек, ставивший в пример своим собратьям образцы мужества представителей интеллигенции другого народа, не может быть националистом по определению. Это человек, который истинно переживал за будущее своего народа, который боролся за право его выбора на самоопределение. И наверное, это человек, который стал жертвой своих иллюзий об изменении истинной цели имперского государства…

Каршыга КУШЕКОВ 

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button