ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАСАЕТСЯ КАЖДОГО
Модернизация пенсионной системы проводится при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Она, прежде всего, связана с постепенным переходом от солидарной (трудовой) пенсии к накопительной системе пенсионного обеспечения. Сегодня на пенсию выходят люди, которые имеют стаж работы до 1 января 1998 года, и с уменьшением такого стажа соответственно будет снижаться и размер солидарной пенсии. Но наступит время, когда на пенсию будут выходить нынешние молодые люди, у которых, естественно, не будет стажа работы до 1998 года, и они будут получать пенсию из своих накоплений, то есть произойдет полный переход к накопительной пенсионной системе.
К сожалению, сегодня мало кто об этом задумывается и несерьезно относится к своим накоплениям. Устраиваясь на работу, некоторые молодые люди даже не интересуются, а своевременно ли работодатель совершает пенсионные отчисления. А ведь следует понять, что эти накопления для многих станут единственным финансовым источником существования в старости.
С 1 августа 2013 года создан Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), его учредителем является Правительство Республики Казахстан.
Целью и преимуществами создания ЕНПФ является обеспечение надлежащего учета поступлений обязательных пенсионных взносов и использования пенсионных активов; совершенствование инвестиционных стратегий и повышение доходности пенсионных активов, уменьшение административных расходов; обеспечение большей прозрачности формирования и движения пенсионных накоплений населения.
ЕНПФ является правопреемником по всем существующим договорам о пенсионном обеспечении и аккумулирует все пенсионные активы, которые ранее были распределены между частными накопительными пенсионными фондами.
Перевод индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и их пенсионных накоплений из пенсионных фондов начато в сентябре 2013 года по графику и будет осуществлен в полном объеме с сохранением права собственности вкладчика на свои пенсионные накопления.
Основными задачами ЕНПФ является привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и при выборе вкладчика — добровольных пенсионных; учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков; осуществление пенсионных выплат вкладчикам за счет аккумулированных пенсионных накоплений; обеспечение высокой доходности пенсионных накоплений; расширение охвата участниками накопительной пенсионной системы; повышение финансовой грамотности через информирование населения о движении средств на индивидуальных пенсионных счетах.
Пенсионными активами ЕНПФ будет управлять Национальный банк Казахстана. Для организации инвестирования банку будет предоставлено право выбора организаций, управляющих инвестиционными портфелями в соответствии с инвестиционной стратегией. Но инвестиционная стратегия и рекомендации по перечню разрешенных финансовых инструментов для размещения пенсионных активов ЕНПФ будет одобряться советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ при Президенте страны.
Его персональный состав и положение о нем утверждаются Главой государства. В состав совета будут входить представители Администрации Президента, Правительства, Национального банка, участники финансового рынка и отечественные независимые эксперты.
В основные функции совета будет входить рассмотрение и выработка предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами фонда; выработка предложений по перечню разрешенных инструментов для размещения пенсионных активов и одобрение данного перечня; утверждение инвестиционной стратегии.
По обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам будет сохранена гарантия государства по сохранности пенсионных накоплений.
Таким образом, ответственность государства за сохранность пенсионных активов и обеспечение инвестиционной доходности будет повышена.
От добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам
Необходимость введения обязательных профессиональных пенсионных взносов вызвана тем, что действующая модель не компенсирует рисков, связанных с работой в особых условиях труда.
Вместе с тем, добровольная профессиональная схема пенсионного обеспечения лиц, занятых во вредных условиях труда по Казахстану, не получила должного развития. Предполагалось, что она обеспечит увеличение пенсионных накоплений за счет добровольных профессиональных взносов и позволит выйти на пенсию в 53-55 лет. Однако в настоящее время участниками системы являются более 4 тысяч человек, а их накопления не намного больше 100 млн. тенге.
Учитывая специфику работы лиц, занятых в особых условиях труда, с 1 января 2014 года будет осуществлен переход к обязательным профессиональным пенсионным взносам.
Это значит, что на индивидуальные пенсионные счета специалистов, работающих во вредных условиях труда, будут поступать 15% пенсионных взносов, из них 10% — обязательные пенсионные взносы от фонда оплаты труда самого работника и 5% — за счет работодателя. Это позволит при их непрерывном участии в системе и регулярном отчислении иметь достаточные пенсионные накопления для раннего выхода на пенсию. При этом не увеличится нагрузка на работодателя, так как сумма взносов в профессиональную пенсионную систему будет учтена при вычете налогов.
Кроме того, для этой категории лиц при выходе на пенсию будет сохраняться выплата базовой пенсии; солидарной пенсии при наличии трудового стажа на 1 января 1998 года не менее 6 месяцев; страховые выплаты из государственного фонда социального страхования, на случай общей утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста; пожизненные страховые выплаты из страховых компаний при потере трудоспособности от трудового увечья и профессиональных заболеваний.
Повышение пенсионного возраста женщин
Повышение пенсионного возраста женщин связано с уменьшением их трудового стажа на 1 января 1998 года. Более 12% женщин, обратившихся за назначением пенсии в 2012 году, уже не имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, а к 2018 году полного стажа не будет у всех выходящих на пенсию женщин.
Это означает, что пенсия женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет включать: базовую пенсию; солидарную пенсию из ГЦВП, соответствующую трудовому стажу до 1998 года. При этом со временем размер солидарной пенсии может стать ниже устанавливаемого ежегодного минимального размера пенсии из-за неполного трудового стажа; накопительную пенсию из накопительной пенсионной системы в размерах, соответствующих пенсионным накоплениям.
В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается не для экономии бюджетных средств, а для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсии из накопительной пенсионной системы.
Согласно поручению Главы государства повышение пенсионного возраста женщин начнется в 2018 году безболезненно и основательно с учетом всех социальных специфик.
Назначение пенсии из солидарной системы будет осуществляться до 2043 года. Накопительная пенсионная система является системой, при которой часть дохода работника регулярно в виде пенсионных взносов перечисляется в пенсионный фонд на индивидуальный пенсионный счет. Они не расходуются на текущие пенсии, а инвестируются в различные финансовые инструменты для повышения размера пенсионных накоплений вкладчика. Источником пенсионных выплат данной системы станут индивидуальные средства работника, накопленные в течение всей трудовой деятельности. То есть, сколько вкладчик перечислил за трудовую жизнь на свой индивидуальный пенсионный счет, столько и получит при выходе на пенсию с учетом инвестиционного дохода.
Повышение пенсионного возраста женщин будет осуществляться согласно законодательству, постепенно, с 2018 по 2027 год, по 6 месяцев ежегодно. И делается это для увеличения срока пребывания женщин в накопительной пенсионной системе. Тем самым женщине дают возможность дольше и больше заработать на свою пенсию. Причем государство гарантирует женщине, что до определенного срока ее не уволят, не сократят, позволят сделать больше накоплений. И это право, а не принуждение. Ведь законом сохраняется право раннего выхода на пенсию, к примеру, в 53 года — женщинам, родившим или усыновившим пять и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста. Более того, новым законом снижен возможный возраст выхода на пенсию женщины при достаточности накоплений для приобретения пенсионного аннуитета. Приобретение аннуитета позволит женщине получать пенсионные выплаты и, если ей этого будет достаточно, она сможет не работать.
Повышая пенсионный возраст, Правительство принимает дополнительные меры по обеспечению занятости населения, и, прежде всего, женщин среднего возраста. Кроме того, в целях нивелирования рисков, связанных с поэтапным повышением пенсионного возраста женщин, постановлением Правительства утвержден комплексный план содействия занятости лиц старше 50 лет «Инициатива 50+».
Она направлена на содействие занятости лиц предпенсионного возраста (старше 50 лет) и включает в себя мероприятия по трудоустройству на создаваемые рабочие места в рамках реализуемых государственных и отраслевых программ.
Предусматривается ряд мер, направленных на широкое применение женского труда, использование дистанционных форм занятости, развитие надомного труда, а также по развитию предпринимательства для женщин.
Кроме того, внесены поправки в Трудовой кодекс, предусматривающие усиление гарантий, направленных на устранение дискриминации при трудоустройстве и сохранение занятости лиц старше 55 лет, а также введение штрафов за размещение информации о вакансиях для приема на работу, содержащих требования дискриминационного характера в сфере труда (указание пола, возраста).
Вместе с тем право раннего выхода на пенсию будет сохранено для женщин, имеющих трудовой стаж до 1 января 1998 года, — в 53 года женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста. Также в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более, чем до достижения каждым ребенком возраста трех лет, в пределах 12 лет в общей сложности.
Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений будет сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 50 лет.
Для обеспечения непрерывности осуществления пенсионных взносов и увеличения объема пенсионных накоплений будет введено субсидирование с 1 января 2014 года дополнительных обязательных пенсионных взносов ранее работавших женщин в период нахождения в отпусках по уходу за детьми. Субсидирование обязательных пенсионных взносов получателям социальных выплат по уходу за ребенком будет производиться по достижении им возраста одного года.
Размер субсидий обязательных пенсионных взносов в пользу получателей социальных выплат будет составлять разницу между 10% обязательных пенсионных взносов с дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений и фактически удерживаемыми обязательными пенсионными взносами с социальных выплат. Здесь важно иметь в виду, что с учетом действующего ограничения на доход, принимаемый для исчисления социальных отчислений, размер субсидий не будет превышать размера минимальной заработной платы.
Хорошо, что государство думает сегодня о будущих пенсионерах и решило полностью контролировать и гарантировать сохранность пенсионных накоплений, создавая Единый накопительный пенсионный фонд.
Модернизация пенсионной системы продолжается, и надо сказать, что она дополняется довольно существенными решениями отдельно для женщин и для людей предпенсионного возраста.
Тимур ЕСТЕБАЕВ,
руководитель
департамента по
контролю и социальной
защите населения
по Атырауской области