Тарифная политика — дело и сложное, и тонкое
Одна из самых актуальных проблем, которая волнует всех без исключения жителей области, будь то бизнесмены или пенсионеры, — это стоимость услуг субъектов естественных монополий. Проще говоря, тарифы на свет, газ, воду и многое другое, без чего немыслима наша жизнь. Особенно актуальной эта проблема стала в последние дни, когда республиканские СМИ оповестили о повышении стоимости электроэнергии, газа во многих областях Казахстана.
Контролирует все коммунальные тарифы департамент по регулированию деятельности естественных монополий по Атырауской области. О том, какую работу проводит это ведомство, что нас ждёт впереди — на эти и другие вопросы сегодня отвечает директор департамента Балжан ДОСМУХАМБЕТОВА.
— Балжан Ибатовна, давайте начнем по порядку. В чем заключается государственное регулирование? Как много предприятий входит в сферу деятельности вашего департамента?
— Функции государственного регулирования включают тарифное и техническое регулирование субъектов естественных монополий. А также ценовое регулирование доминантов, контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях и на регулируемых рынках. И ещё лицензирование и постлицензионный контроль. На сегодняшний день департаментом регулируется деятельность 55 субъектов естественных монополий, находящихся в местном разделе Государственного регистра субъектов естественной монополии, 17 доминантов, контролирует деятельность более 70 лицензиатов.
— И какие же основные задачи стоят перед вами?
— Первая — это реализация антикризисных мер, отраженных в мероприятиях Стратегического плана агентства. Вторая – работа по энергосбережению. В рамках антикризисных мер предусматривается: утверждение предельных тарифов, где результатом должно стать повышение инвестиционной привлекательности и стабильность тарифов на несколько лет. А также увеличение количества базовых субъектов естественных монополий, работающих по среднесрочному или долгосрочному тарифу. Здесь результат, на который мы рассчитываем – экономическая стабильность предприятий, инвестиции в модернизацию активов. Оптимизация норм расходов сырья и материалов, что приводит к экономии денежных средств, недопущению необоснованного повышения тарифов. Сокращение административных расходов монополистами.
— Развитие системы тарифного регулирования субъектов естественных монополий осуществляется, насколько мне известно, в направлении повышения их инвестиционной привлекательности. Какая работа проводится в этом направлении?
— Департаментом области утверждены предельные уровни тарифов с реализацией инвестиционной программы с вводом в действие с 1 июля 2009 года. Это для КГП “ОблТрансГаз” по транспортировке природного газа по магистральным трубопроводам на 2009-2012 годы с реализацией инвестиционной программы на сумму 454,9 млн тенге. Для КГП “Атырау Су Арнасы” по подаче воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям на 2009-2011 годы с реализацией инвестиционной программы на сумму 150 млн тенге.
В департаменте находятся на рассмотрении заявки на утверждение предельного уровня тарифов и тарифных смет с вводом в действие 1 декабря 2009 года. Это заявки от АО «Атырау Жарык» по услуге передачи и распределения электрической энергии на 2010-2012 годы с реализацией инвестиционной программы на сумму 4002,5 млн тенге. От АО “Атырауская теплоэлектроцентраль” на услугу по производству и снабжению тепловой энергии на 2010-2012 годы с реализацией инвестиционной программы на сумму 1430,8 млн тенге, в том числе на тепловую энергию 230,8 млн тенге и электрическую энергию 1200,0 млн тенге.
— Вы говорите, что департаментом проводится работа по оптимизации норм расходов сырья и материалов и сокращению административных расходов монополистами. А есть ли результаты?
— По результатам рассмотрения в 2009 году заявок на утверждение предельного уровня тарифов произведена оптимизация административных расходов во многих предприятиях. В КГП “Атырау Су Арнасы” по подаче воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям на регулируемые услуги на сумму 2325,9 тыс. тенге или на 5,02 процента и отводу и очистке сточных вод на сумму 1674,2 тыс. тенге или на 6,01 процента. В КГП “ОблТрансГаз” по транспортировке природного газа по магистральным и распределительным трубопроводам на сумму 9314,9 тыс. тенге или на 15,3 процента. Здесь же по результатам рассмотрения в 2009 году заявок на утверждение предельного уровня тарифов произведена оптимизация расходов сырья, материалов, топлива, энергии.
Аналогичная работа будет проведена при рассмотрении заявок АО «Атырауская ТЭЦ», АО «Атырау Жарык». Чтобы было более понятно, скажу: сокращение всех этих расходов не позволяет монополистам находить дополнительные аргументы, когда они намереваются повышать тарифы.
— Закон «О естественных монополиях» дополнен нормами, предусматривающими меры по снижению уровня нормативных технических потерь и ликвидации сверхнормативных потерь. Насколько актуальны эти изменения в законе? Вы как-то следите за теми потерями, что есть у монополистов?
— Эти меры приняты в рамках энергосбережения, и они позволяют ослабить фактор потерь, на которые раньше любили ссылаться монополисты, на уровни тарифов, так как в структуре тарифов компенсация затрат на нормативные потери составляет до 50 процентов. На сегодняшний день правильное определение уровня нормативных потерь, который экономически обоснован при включении в тариф, волнует всех. Сверхнормативные потери субъектов естественных монополий в тариф не включаются. Снижение нормативных потерь — это не просто снижение фактических затрат предприятия, это возможность получения дополнительной выгоды, которая может быть направлена на восстановление, обновление и расширение существующих активов предприятия. Чтобы не быть голословной скажу, что нами утверждены приказы по снижению нормативных технических потерь. В электрических сетях на 2009 год — 1,3 процента, 2010 год — 1,5 процента, 2011 год – 2 процента. В тепловых сетях на 2009 год — 1,8 процента, 2010 год — 1,8 процента, 2011 год- 2,1 процента. В водохозяйственных сетях на 2009 — 2011 годы — 1,9 — 3,1 процента.
Субъектами до 1 марта разработаны и представлены в департамент планы мероприятий со сроками ликвидации сверхнормативных потерь. АО «Атырау Жарык» планирует их ликвидировать полностью в 2009 году. Ежегодно субъекты обязаны предоставлять отчет по их исполнению. В случае выявления неисполнения данной нормы законодательства департаментом будут приняты меры реагирования.
— Одним из мероприятий энергосбережения является установка общедомовых и индивидуальных приборов учета тепла и воды. Как обстоят дела с этим в нашей области?
— На данный момент уровень оснащенности индивидуальными приборами учета воды составляет 69 процентов. Эффект от их применения составляет 20-40 процентов экономии денежных средств потребителей. В соответствии со статьей 23 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» субъект естественной монополии обязан установить индивидуальные приборы учета воды потребителям до 1 января 2009 года. Но на начало текущего года 12 субъектами не исполнена норма Закона, в связи с чем нами вынесено 12 предписаний об обеспечении 100- процентной установки индивидуальных приборов учета воды всем потребителям, не имеющим их. 4 субъектами предписание исполнено в срок. В отношениии остальных 8 субъектов подготовлено исковое заявление о понуждении к исполнению предписания об устранении нарушений законодательства о естественных монополиях и направлено в специализированный межрайонный экономический суд по Атырауской области.
По общедомовым приборам учета оснащенность составляет 2,7 процента. Субъекты до 1 августа этого года должны установить такие счетчики. 1 августа департамент примет меры реагирования за неисполнение требования вышеупомянутого закона..
— В Законе «Об электроэнергетике» предусмотрена обязанность энергоснабжающих организаций осуществлять реализацию электроэнергии по дифференцированным тарифам — по зонам суток и в зависимости от объемов потребления физическими лицами. Какова сейчас ситуация в этом деле?
— С 1 июня 2008 года в Атырауской области введены дифференцированные по зонам суток тарифы на электрическую энергию: для населения – двухзонные, для юридических лиц — трехзонные. В свою очередь внесенные по данному вопросу дополнения в закон «Об электроэнергетике» предполагают применение дифференцированных по зонам суток тарифов: для физических лиц как альтернативу единым тарифам, для юридических лиц – в качестве безальтернативного варианта. Кроме того, в Атырауской области будут введены дифференцированные тарифы на электроэнергию, в зависимости от объемов ее потребления населением. Ожидаемый результат – экономия энергоресурсов и, соответственно, средств потребителей. При департаменте создана рабочая группа, в состав которой входят члены Экспертного Совета, председатель Общества прав потребителей, представители акиматов города и области, управления координации занятости и социальных программ. Проведено несколько заседаний, на которых обсуждалась норма потребления для потребителей, использующих и не использующих электрические плиты, за превышение которой они будут платить по максимальному тарифу — на 20 процентов больше действующей на сегодня цены. Утверждение этой нормы возложено на департамент по согласованию с местными исполнительными органами. В Астане, к примеру, выбор уже сделан: 70 — для потребителей, не использующих электрические плиты, 90 — для потребителей, использующих электрические плиты. Мы бы хотели, чтобы у нас норма была выше. Но решение будет приниматься коллегиально. Так что говорить о конкретных цифрах пока рано.
— Какие дифференцированные тарифы на электрическую энергию по зонам суток установлены по области?
— С 1 июля 2009 года для физических лиц это (без НДС): с 6.00 до 24.00 – 4,198 тенге/кВтч, с 24.00 до 6.00 – 0,76 тенге/кВтч. Для юридических лиц (без НДС): с 6.00 до 19.00 – 8,71 тенге/кВтч, с 19.00 до 24.00 – 15,389 тенге/кВтч, с 24.00 до 6.00 – 1,925 тенге/кВтч.
— На сегодняшний день есть ли такие предприятия в Атырау, которые перешли на дифференцированные тарифы по зонам суток, почувствовали ли они экономический эффект от их применения?
— ТОО «ЗаманГрупп», где пекут хлеб и хлебобулочные изделия, перешло на новые тарифы с 1 марта 2009 года. С переходом на дифференцированные тарифы предприятие внесло изменение в режим работы производства, перенесло основную выработку хлеба на ночное время, так как тариф в это время самый низкий. Экономический эффект с переходом на такие тарифы в марте составил 241 тыс.тенге, в апреле – 483 тыс.тенге.
Виктор Сутягин