СВЯТЫЕ РЕЛИКВИИ АТА
В мире есть несколько святых мест, однозначно признанных всем мусульманским миром как святыня, которые доказывают, что есть в этом бренном мире человечность и гуманность, здравомыслие и милосердие. Уже сколько столетий святыни, расположенные в трех сторонах света: в Медине — Мухаммед, в Туркестане — Ходжа Ахмед, в Мангистау — Пир Бекет, крепко живут в сознании потомков.
К одному из священных мест, где ступала нога самого Пира, к стенам его мечети, в которой он проживал, к роднику, из которого он пил воду, считают необходимым прийти и отдать дань памяти его благодарные потомки.
Бег времени задержать невозможно, оно быстротечно. Вот уже исполнилось 265 лет со дня появления на свет великого сына адайского рода Бекет-Ата. Сколько бы ни прошло времени, память о нем с годами не угасает. Он — один из любимых, особо почитаемых Сынов своего народа. И народ, как самый бесценный дар, чтит драгоценные реликвии — личные вещи Ата, легенды и предания о его достойной подражания жизни, о чудесах исцеления. Даже в годы репрессий, когда красные сарбазы уничтожали, стирали с лица земли мечети, его многочисленные потомки с риском для жизни хранили как в глубине сердца память о нем, так и в реальной жизни — личные предметы, утварь, одежду.
Особое место среди реликвий Ата занимает Синий Посох. До наших дней сохранились два его экземпляра. Один из них — у Аяпбергенулы Бердихана (переехавшего из Туркмении в Актау), другой — у Латыпулы Турсынгали, проживавшего в ауле Жиренкопа Кобдинского района Актюбинской области. В годы становления советской власти, когда повсеместно были перегибы, под жернова репрессий попали и потомки Ата, которые были вынуждены, спасаясь от преследований, скрывать свое истинное происхождение. Они были вынуждены на долгие годы запрятать в недоступные для людских глаз места личные вещи Ата. Прослышав о священном Посохе, некоторые сарбазы предпринимали всяческие попытки найти эту реликвию, чтобы стереть навечно память об Ата.
В начале XX века, когда и в Мангистау начался голод, среди потомков Ата начались разные разговоры. По легенде Посох всегда хранился только в том очаге, в котором главенствовали высоконравственные устои, гуманность. Как-то, когда вновь зашел спор о том, у кого должен храниться Посох, вдруг на глазах у всех он взмыл ввысь и улетел в небо. С тех пор его никто не видел. Голодомор набирал силу, потомки Ата были вынуждены перекочевать из Мангистау в Бескалу, где выполняли разную работу.
Как-то на охоте Самалыкулы Жантурган увидел перед собой лисицу. Он поскакал за ней, а она, пробежав немного, скрылась в своей норе. Охотник спешился с коня и начал рыть нору. «Эх, не догнал, еще бы чуть-чуть», — подумал Жаке. Но вдруг он увидел Синий Посох Ата, который так долго искали его потомки. Его ведь ждали с неба, а он нашелся в земле. Вернувшись, Жакен повесил Посох, как полагается, на самое почетное место — тор — на стене. С тех пор он хранится как священная реликвия у потомков Ата, перейдя от Бекет-Ата к его старшему сыну Байтелы, от него к его сыну — Кулмамбету, затем — Самалыку, от него к сыновьям — Жантургану и Жортуылу. В свою очередь, Жортуыл передал его сыну Сали, тот своему сыну Аяпбергену, а от него — Бердихану. Таким образом, священная реликвия до сегодняшних дней хранится у потомков по линии Байтелы.
По завершении обучения в Хиве у Бакиржана кажи Бекет-Ата обучает детей в Акмечети. Среди них были Кулшан из подрода Байкошкары рода Кете и Шектибай из подрода Аккошкары этого же рода. По преданию Посох, закинутый Бекет-Ата, достался Шектибаю.
По рассказам нынешнего владельца Посоха Латыпулы Турсынгали, после Шектибая он хранился у батыра Атамбоза, потом у Байгелды, далее — у его отца Латыпа. История его хранения также особая. Габдысаттар ата, избегая гласности в период безбожия, при строительстве своего дома заложил Посох в одну из стен и заштукатурил ее. Так он хранился в стене до 1960 года. И только в 1963 году, когда посох перешел к Латыпу, наконец-то, люди смогли его лицезреть.
В традициях казахского народа оказание почестей родовому гнезду, в котором оставался всегда младший из сыновей, ему вменялось в обязанность сохранение и передача семейных ценностей. Именно в родовом гнезде или в отцовском доме и в радости, и в горе собираются родственники, чтобы выразить соболезнование или разделить радость.
Кто же в наши дни является преемником родового гнезда великого Бекет-Ата? Им стал Кобен ага, проживающий в городе Джетысай Южно-Казахстанской области. Сколько поколений сменилось с эпохи, в которой жил Бекет-Ата? Как бы то ни было, но именно у Кобен ага, в его очаге находится сохранившаяся до сегодняшних дней мандайша — верхняя часть входной двери юрты, которую держал в руках сам Бекет-Ата. Его потомки свято хранят ее как реликвию и передают из поколения в поколение. Ее владельцами в свое время были Бекет-Ата — Тогай — Кулнияз — Сарымолда -(Алданияз) — Ораз — Аралбай — Кобен.
Кобен ага считает своим долгом передать реликвию, как принято в казахских семьях, своему младшему сыну-кенже Пернебеку. Фотография данной реликвии передана мной в областной историко-краеведческий музей и занимает достойное место в отделе, посвященном наследию Бекет-Ата.
Еще одна реликвия, хранящаяся в нашем музее, это шапашот (плотницкие топорики), их пять штук, один меньше другого. В прошлом году, когда проводились реставрационные работы в мечети Ата, их принесли мне. Возможно, именно ими пользовался Ата, когда придавал силы трудившимся вместе с ним людям, приговаривая: «Ауп, ауп». Может быть, на них остались следы от пальцев и Байсалы, кто знает?..
Таковы священные реликвии, сохранившиеся у его потомков, которые берегут их пуще глаза. Ранее в периодической прессе публиковались разные материалы о том, что надо бы хранить реликвии Ата в одном месте. Но ясно, что сегодняшние их владельцы не хотят расставаться с родовыми реликвиями. С одной стороны, это и правильно.
Отыншы КОШБАЙ,
сотрудник Актауского историко-краеведческого музея