СВЯТОЕ ПРАВО ЖИТЬ В СЕМЬЕ

Постепенно в нашей стране уменьшается число воспитанников детских домов и интернатов, благодаря таким формам устройства в семью, как патронат, опека, усыновление.

Вот и в нашем городе в прошлом году были закрыты детский дом «Ак бота», школа-интернат для детей с девиантным поведением, люди чаще стали интересоваться вопросами усыновления. Но усыновленных, возвращенных в биологические семьи детей было бы намного больше, если бы на совершенно новый уровень была поставлена служба социальной поддержки семьи. Как правило, ребенок из неблагополучной семьи оказывается в стенах интерната после лишения родительских прав родителей, недоработки которых, пробелы в воспитании приходится восполнять уже воспитателям. А ведь этого можно было бы избежать при более кропотливой работе с проблемной семьей. В этом убеждены участники «круглого стола», прошедшего в школе-интернате №1, на котором обсуждалась тема социального сиротства и устройства детей в семью.

Начальник отдела департамента по защите прав детей Гулшарбат Косдаулетова считает, что назрела необходимость сделать упор на социализации детей-сирот, активизации школы приемных родителей, чтобы в нее при необходимости за консультацией мог обратиться любой человек, столкнувшийся с проблемой воспитания ребенка. Директор школы-интерната №1 Сания Мусиева заметила, что профилактика социального сиротства должна начинаться с семьи, со школы.

— Это самый простой выход — изъять ребенка из неблагополучной семьи, — рассуждает  она. — А проблемы-то самой семьи остаются, и тут как раз должны свою роль сыграть органы социальной защиты. Будучи на форуме «Ребенок должен воспитываться в семье», я услышала много негатива в адрес детских домов, интернатов, с которым не согласна. В Казахстане проживают несколько тысяч детей-сирот и одновременно сразу закрыть все детские дома просто невозможно. Мы  организуем акции «?уан с?би», на которые приглашаем родителей, усыновивших детей, взявших на патронатное воспитание, чтобы дети могли гордиться своими, пусть не кровными, мамой и папой, чтобы сами эти люди могли служить примером для других, кто хочет, но никак не решается усыновить ребенка, подарить ему семью. И считаю, что обязательно надо ввести практику сопровождения приемной семьи, в определенных случаях помогать ей. А в школах вести разъяснительную работу со старшеклассниками, чтобы понимали, что такое семья, дети, какая ответственность ложится на молодых мам и пап за ребенка, чтобы юные девушки знали, что такое ранняя беременность и каковы могут быть ее последствия.

Директора детской деревни семейного типа «Шанырак» Гульсару Ботатаеву тревожит то, что отдельные родители с легкостью возлагают на государство заботу о собственных детях. В то время как их святая обязанность растить, обеспечивать своих детей всем необходимым для полноценной жизни, в том числе и жильем.

— Из 48 наших воспитанников 11 — круглые сироты, а у остальных есть родители. Из них 28 лишены родительских прав, 5 ограничены в родительских правах, двое на длительном лечении, — пояснила Гульсара Ботатаева. — Потом эти же родители, абсолютно не занимавшиеся воспитанием своих детей, мотивируя тем, что они воспитывались в интернате, требуют жилье. Следом этот же путь повторяют их же дети, таким образом, не порождаем ли мы иждивенческие настроения? Поэтому считаю, прежде чем лишать родительских прав и направлять детей в интернаты, надо работать с акиматами, органами соцзащиты. А почему бы не обязать родителей работать, стремиться к созданию нормальных условий для своих детей? Порой в ходе работы с потенциальными усыновителями мы видим, что они еще не готовы к усыновлению или взятию ребенка на патронатное воспитание. Рекомендуем им обратиться в школу приемных родителей. Кто-то идет, другие откровенно отказываются. Поэтому, на мой взгляд, именно на этом этапе следует с будущими приемными родителями вести кропотливую работу социальным педагогам, психологам.

Директор Дома ребенка Гульмира Рисмагамбетова заметила, что в разных странах по-разному поставлена работа социальных служб поддержки семьи. И переняв лучший опыт, можно  изменить ситуацию с социальным сиротством.

— Однозначно, ребенку нужна семья, — говорит Гульмира Избасаровна. — Наша группа «Надежда», действующая в Доме ребенка, нацелена на оказание помощи маме-первородке, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, да еще с ребенком на руках. К сожалению, порой уже бывшие воспитанницы интернатов повторяют путь своих мам и так же бросают своих детей. В нашем Доме ребенка 80 процентов ребятишек — с патологией, а люди желают взять только здоровых. Есть дети женщин трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. Мы через миграционную полицию начинаем их искать, восстанавливать данные ребенка. Время идет, но отдать на усыновление или патронат мы, опять же, не можем, так как есть живые родители, безвестно отсутствующие. Вот в этом плане, я считаю, надо хорошенько поработать всем социальным службам, в том числе ответственным за материнство и детство.

 

 

Школа приемных

родителей готова помочь

В школе-интернате №1 состоялся семинар, на котором был презентован проект «Новая жизнь», «Школа приемных родителей» и пост-интернатное сопровождение детей-сирот», реализуемый МОО «Независимое поколение Казахстана» при финансовой поддержке ТОО «Тенгизшевройл».

В презентации проекта, а затем семинаре и «круглом столе», которые прошли в школе-интернате №1, приняли участие советник ТОО «ТШО» Гульнар Айтжанова, директор школы-интерната №1 Сания Мусиева, председатель МОО «Независимое поколение Казахстана» Улугбек Тналиев, представители городского отдела опеки и попечительства, из районов, департамента по защите прав детей, а также детских интернатных учреждений.

Программный менеджер проекта  Нелли Куликовских рассказала, что в задачи проекта входит создание базовых кабинетов для работы с потенциальными приемными родителями в школе-интернате №1 и в Доме юношества.

— Результаты исследования показали, что люди, желающие взять ребенка в семью, очень нуждаются в социально-психологическом консультировании, — говорит Нелли Куликовских. — Поэтому по программе «Школа приемных родителей» будет вестись работа с семьями, будут готовиться специалисты для работы с детьми. В планах предоставление всего спектра услуг потенциальным приемным родителям, воспитанникам, покинувшим интернат. На наш взгляд, порой приемные родители и хотели бы разнообразить досуг детей, приучить их к определенному режиму, помочь ребенку выстраивать отношения с остальными членами новой для них семьи, но не знают, как это педагогически правильно сделать. В этом мы также будем оказывать помощь.

С целью поделиться опытом на семинар были приглашены заместитель директора благотворительного фонда «Фонд Тольятти» Светлана Чапарина и руководитель департамента семьи, опеки и попечительства мэрии г. Тольятти Светлана Лысова. По словам участников семинара, многое из российского опыта они готовы применить. Заинтересовала их система взаимодействия служб по проблеме социального сиротства, этапы работы по передаче детей на семейные формы воспитания, меры поддержки и сопровождение приемных семей.

— Прежде чем лишить родителей родительских прав, на комиссии заслушиваются абсолютно все органы, работающие с данной конкретной семьей, — рассказывает Светлана Лысова. — И только в том случае, если она оказалась безрезультатной, выносится вопрос о лишении родительских прав. Для нас главное — качественное пребывание в приемных семьях и ни в коем случае не допускать возвращения в детский дом. Большое количество детей для передачи в одну семью не допускается, так как понимаем, что период адаптации проходит непросто. Соответственно ведется большая предварительная работа с человеком, семьей, решившейся усыновить ребенка.

Участники семинара приняли участие в дискуссии по проблемам социального сиротства, в тренинге «Школа приемных родителей», который провели российские эксперты.

По мнению  заведующей  городским отделом опеки и попечительства Акмарал Ермековой, семинар получился достаточно полезным и интересным для лиц, работающих с детьми-сиротами, неблагополучными семьями.

— У нас действуют три вида устройства детей — это опека, патронат и усыновление. По городу 212 детей воспитываются опекунами, хорошо идет усыновление. Однако потенциальные усыновители предпочитают брать новорожденных, до 3 лет. Печально, но были случаи, когда брали детей, а потом, мотивируя тем, что не сложились отношения, их возвращали. Поэтому большие надежды возлагаем на школу приемных родителей, хотелось бы, чтобы эта работа принесла реальную пользу не только усыновившим детей, но и тем, кто только задумывается об этом благородном шаге. Чтобы каждый ребенок мог реализовать свое главное право — жить и воспитываться в семье.

 

Подготовила

Наталия УРАЗГАЛИЕВА