СПАСЕНИЕ «УТОПАЮЩИХ» — ДЕЛО СПЕЦИАЛИСТОВ
Почти год как в Атырау работает центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат». За этот период его сотрудниками проделана колоссальная работа. Однако это не предел. Как рассказал «ПК» руководитель центра Дамирбек Идрис, у «Шапагата» дел не убавляется.
Школа родителей
— Сейчас центр работает семь дней в неделю, в отличие от прошлого года, когда его закрывали с пятницы до понедельника, — рассказывает Дамирбек Идрис.
По его словам, необходимость в таком напряженном рабочем графике есть. Как правило, большей частью люди стремятся попасть на прием в выходные дни, а также в пятницу — после жума-намаза. В неделю за помощью обращается около 30 человек в возрасте от 13 лет. И, как правило, их приводят родители — мамы.
— Мы приглашаем родителей вместе с детьми к нам в центр. Маму мы сразу отправляем к специалисту, потому что психологически такую проблему с ребенком тяжело пережить. Психолог учит, как надо действовать с детьми, как реагировать самим родителям, — рассказывает Дамирбек Идрис.
Параллельно с молодым человеком работает теолог.
— Мы ни в коем случае не давим на него. Теолог грамотно, понятным языком объясняет, как возникла та или иная религия, какие течения бывают, чем ошибочны некоторые трактовки. Дальше, если сын здравомыслящий человек, он сам поймет, что да как, — поясняет он.
По чьим законам?
— Почему, говоря о своих «пациентах», вы употребляете слово «сын»? Родители приводят только сыновей? Ведь у нас немало девушек, следующих нетрадиционным религиозным течениям?
Как ответил руководитель центра «Шапагат», действительно, большей частью за помощью обращаются юноши.
— После того как девушка надела хиджаб, родители «теряют» ее — дочь обрубает все контакты с родственниками, — отметил он.
— Конечно, говорит Дамирбек Идрис, — хотелось бы среди приходящих видеть больше женщин — пока их только около 10%.
— Девушками, идущими в религиозные секты, ими же, прямо говоря, пользуются, — не скрывает своего возмущения наш собеседник. — Ими завлекают парней в организацию. Девушки говорят: «Я вторая жена того-то». Сами в своем кругу женятся, разводятся… Это уже нарушение закона. Как-то мне одна из таких девушек сказала: «Зачем мне закон, когда у меня есть закон Бога».
Принцип домино
Не так давно в центр обратилась одна верующая: в хиджабе, с ног до головы закутанная в черное одеяние. Как ни странно, женщина пришла за помощью, рассказав, что ее муж, член организации, пропагандирующей нетрадиционное течение ислама, хочет выйти из этой самой организации. Но, как выяснилось, супруг женщины оказался должен крупную сумму денег одному из «братьев» по вере. Собрав необходимую сумму, он попытался вернуть долг, однако там ему сообщили, что у него «набежали» проценты, которые с каждым днем будут расти. Сейчас семья не может выйти из замкнутого круга: долг огромен, исчисляется миллионами тенге.
— «Братья» прямо сказали этому мужчине, чтобы он даже не пытался собирать сумму — все равно они его не отпустят. Мы стараемся помочь этой семье, сейчас их вопрос решается в Астане, — рассказывает Дамирбек Идрис.
Самое невероятное, что в эту ловушку мужчину загнал его родной брат: именно он привел его «в религию». Уже не единожды религиозные секты сравнивались с сетевым маркетингом. Но, слушая рассказ об этой семье, вспоминается принцип домино: упала одна костяшка, за ней вторая, третья и так далее. Так и в этом случае. Брат тащит за собой брата, тот — жену, и так до последнего, пока вся семья не окажется в яме.
«Семейный доктор»
Принимает, выслушивает пострадавших главный специалист центра, теолог Ашабай Медетов. Руководитель центра Дамирбек Идрис, полушутя, называет его «семейным доктором»:
— Люди часто звонят напрямую Медетову. Бывали случаи, что звонили и ночью. Хорошо, что Ашабай Бауыржанович — человек понятливый, четко знает суть своей непростой работы, консультирует и днем, и ночью, никому не отказывая.
Как говорит Дамирбек Идрис, в Атырау есть теологи, но они недостаточно грамотны в вопросах религии, некоторые не могут объяснить доступным языком.
— Наш теолог политкорректен, несколько раз проходил повышение квалификации, имеет сертификат как казахстанского, так и международного стандарта. Знаю не понаслышке, иногда даже имамы не могут дать четкую информацию. В планах — провести аттестацию имамов и теологов Атырауской области, чтобы в дальнейшем повысить их религиозную грамотность, — сообщил он нам.
Религия
не запрещает жить
Как упоминалось в начале, у центра на этот год много планов. Уже запущена круглосуточная «горячая линия», оказывается юридическая и психологическая помощь. В настоящее время руководство центра ведет переговоры с крупными сотовыми операторами Атырау, чтобы звонки с сотовых телефонов на номер «горячей линии» были бесплатными или по сниженным тарифам.
Согласно медиаплану, центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат» будет организовывать как в городе, так и во всех семи районах области курсы для учителей, преподающих в школах предмет религиоведения.
— Зачастую бывает так, что учитель толком не знаком с предметом и все сведения черпает из Интернета, — признается Дамирбек Идрис. — Поэтому мы хотим организовать однодневные курсы, по завершении которых будет проходить аттестация, на основании чего будем выдавать сертификат.
— Как вы сами реально оцениваете, возможно ли за один день охватить такую сложную и неоднозначную область, как религия?
— К сожалению, нет. Сейчас мы ведем переговоры с Институтом повышения квалификации, чтобы хотя бы курсы длились, как минимум, три дня.
Также у специалистов центра запланирован однодневный семинар-тренинг с блоггерами, в ходе которого специалисты научат распознавать интернетчиков сайты экстремистского содержания. Таким образом, центр сформирует из добровольцев армию «интернетных санитаров», которые будут помогать бороться с распространением радикальных взглядов и идей во Всемирной паутине.
— Еще мы планируем провести открытую областную конференцию, на которую хотим пригласить специалистов из других областей, так как всем нам необходим обмен опытом, — делится планами руководитель.
И тут же он отмечает: «Самое главное, что люди обращаются к нам за помощью». Изменения во взглядах, по словам Дамирбека Идриса, заметны даже по внешнему виду: сбриваются бороды, длина брюк возвращается в положенное «состояние».
— Самое главное, что должна понять такая вот «верующая» молодежь — вы лишаете себя всех радостей молодости. Ведь настоящая религия не запрещает жить, — добавил он.
Подготовила Найля ОСМАНОВА