СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ РЕФОРМ
Начало нынешнего года имеет особое символическое значение в политической жизни страны. Казахстан вступает в четвертое десятилетие Независимости. В обществе давно назрела необходимость глубоких преобразований в различных сферах жизни. Прошедшие недавно выборы в Мажилис и маслихаты ознаменовали новую страницу в развитии парламентаризма, политического плюрализма в стране.
Сегодняшнее выступление Главы государства на открытии первой сессии седьмого созыва Парламента также имеет поворотное значение и наполнено высоким концептуальным и прагматичным смыслом, предопределяемым столь же высокими ожиданиями народа от всех ветвей власти в проведении качественных социально-экономических и политических реформ, демократизации общества.
Импонирует, что с самых первых строк своего обращения к обновленному составу Мажилиса Президент Казахстана К.-Ж. Токаев отмечает, что наступивший год задает новый импульс системным реформам, дальнейшей реализации озвученной им ранее концепции слышащего государства, что необходимо объединение усилий государства и общества ради единой цели — сделать Казахстан сильным, процветающим государством. А это означает и формирование здоровой, образованной, самодостаточной нации.
Еще раз подчеркнута приоритетность социальной политики и благополучия граждан, укрепления их чувства социального комфорта. Важный посыл обращения Президента – это вовлечение активных граждан к масштабной работе по продвижению реформ, использование их созидательного потенциала. Из уст Главы государства заявлено, что поставлена задача создания к 2025 году эффективной институциональной и инфаструктурной среды для каждого человека.
Выдвинутый в выступлении К. Токаева новый пакет инициатив в рамках сформулированных им 7 приоритетов стратегического развития государства, основанных на принципах Преемственности, Справедливости и Подъема, весьма своевременен и отвечает насущным потребностям государственного и общественного развития в условиях постпандемии, мирового кризиса, вызовов внешней и внутренней среды, разворачивающихся в стране и мире политических процессов.
Среди отмеченных Президентом Казахстана семи долгосрочных приоритетов развития государства особо хотелось бы выделить блоки инициатив и задач, касающихся создания правового государства и обеспечения доверия граждан к институтам власти, социальной политики и качества
человеческого капитала, политической модернизации и развития гражданского общества.
Реализация озвученных Главой государства шагов по обеспечению верховенства закона, достойной защиты прав граждан в судах, независимости судов и неподкупности судей, качественном обновлении судейского корпуса и вовлечении специалистов различных отраслей права, с учетом не только их профессиональных, но и человеческих качеств, открытом освещении судопроизводства в СМИ позволит избавиться от недостатков в работе судов, которые отмечены Президентом. К. Токаев отметил и необходимость изменений в работе правоохранительных органов и введения сервисной модели взаимоотношений с гражданами.
В блоке вопросов социальной политики стоит задача повышения ИЧР (Индекса человеческого развития), по показателю которого Казахстан еще отстает от развитых стран мира. Как известно, данный показатель характеризует уровень доступа граждан страны к достойному образованию, здравоохранению, управлению делами государства, уровню доходов. Бессменным лидером по ИЧР на протяжении ряда лет остается Норвегия, на втором месте – Швейцария, в топ десяти стран с высоким показателем индекса входят также Канада, Япония и другие страны.
За годы Независимости выросло новое поколение граждан Казахстана, которое уже составляет половину населения страны. Казахстан по демографическим показателям относится к числу молодых наций. Качество человеческого капитала, экономики знаний в будущем формирует молодое поколение. Для достижения высоких показателей в области образования Главой государства поставлены задачи по сокращению разрыва в качестве образования между социальными группами и регионами; развитию системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации работников, для чего поручено разработать специальный национальный проект. Заслуживают внимания и задачи по модернизации здравоохранения, развитию превентивной медицины, ЗОЖ, массового и детского спорта.
Большой пакет инициатив представлен Главой государства в блоке по дальнейшей политической модернизации. Важно отметить, что К. Токаев еще раз подчеркивает принцип эволюционного развития на основе общенационального диалога и консенсуса при реализации политических реформ. Общественность с радушием отмечает новые инициативы власти по совершенствованию избирательных процедур, в частности, снижению порога прохождения партий в Мажилис до 5%, а также введению графы «против всех» в избирательных бюллетенях для обеспечения свободы выбора и учета различного спектра мнений, что отвечает мировой практике.
Следует отметить важнейшее значение и других инициатив, прозвучавших в выступлении Главы государства перед парламентариями, по дальнейшему развитию гражданского общества, реализации молодежной политики.
Значимо также то, что подчеркнута и роль Парламента в жизни страны, что это орган, в котором должны обсуждаться все животрепещущие вопросы
развития государства и общества. Предъявляются высокие требования к качеству работы законодательного органа страны и ответственности его членов.
Таким образом, все выдвинутые в выступлении Главы государства в Парламенте инициативы и задачи по реализации стратегических реформ вселяют надежды в нас, гражданах страны, для достижения высоких параметров социально-экономического и политического развития, качества нации. Их осуществление требует созидательных консолидированных усилий всех: институтов власти и общества, каждого гражданина.
Жанна Кыдыралина
директор Института АНК Атырауского университета им. Х. Досмухамедова,
доктор исторических наук, профессор