СЛЕДУЯ ТРАДИЦИЯМ

Всякий раз, когда посещаешь детский дом или любое другое детское учреждение, где воспитываются дети-сироты, задаешься вопросом: почему в мирное время в нашей стране, уровень экономического развития которой год от года растет, все еще есть дети-сироты.
Заботу об их воспитании берет на себя государство, которое старается условия воспитания детей в детдомах, деревнях семейного типа, интернатах максимально приблизить к семейным. Но, тем не менее, ребенок питается строго по режиму, а дома-то между играми, приготовлением уроков можно чем-то вкусненьким полакомиться. И никто не скажет, что еще время обеда или полдника не наступило. Уже с пяти лет малыши приучаются к выполнению определенных домашних обязанностей, в то время как в интернате или детском доме к этим делам не подпустят. Потому что есть правила воспитания для детских домов, отступив от которых, руководитель может схлопотать наказание.
В традициях казахского народа, да и наверняка других народов, — поддерживать тесные родственные связи. Ведь по рассказам наших родителей, дедушек и бабушек в самые трудные времена именно родственники крепко держались друг за друга. Если вдруг осиротеют дети в каком-нибудь ауле, то без всяких бюрократических проволочек, оформлений документов (наверное, потом уже по факту все это регистрировалось) их просто забирали ближайшие, а то и дальние родственники в свои семьи. И никаким героизмом, из ряда вон выходящим поступком, это не считалось. Просто крепко в сознании людей сидела одна мысль — раз это твоя родня, то никто, кроме тебя, ей в беде не поможет.
Наверняка у ребят, воспитывающихся в детском доме и интернате для детей, оставшихся без попечения родителей, есть многочисленные дяди, тети, двоюродные братья и сестры, которые вполне могли бы взять на воспитание своих кровных родственников. Но они предпочитают просто забыть о них. Как и об одиноких стариках, живущих в Доме-интернате для одиноких престарелых и инвалидов, среди которых тоже есть чьи-то дяди, тети, а то и бабушки и дедушки.
— А ведь даже в старые времена несмотря на все тяготы, связанные с кочевой жизнью, казахи не оставляли на произвол судьбы не то что детей и стариков, а даже скот, — говорит директор Центра адаптации несовершеннолетних Асылбек Сейталиев. — Значит, что-то упущено в воспитательном плане, в понимании ценности семьи, подзабыто то, что для ребенка даже кратковременное ощущение ненужности уже тяжелое испытание. В итоге государство вынуждено выделять средства на открытие детских домов и приютов. А ведь в семье дети видят и учатся тому, как следует обращаться со старшими, со своими родственниками.
С детства врезалась в память одна семья, жившая по соседству с нами. В семье было восемь детей, жили не бедно и не богато. Обычный частный дом, огород, курятник. Жена занималась хозяйством, а глава семьи работал, был, по сути, единственным кормильцем. Их можно было бы понять, если бы они отказались приютить на время учебы родственников из аулов. Но они умудрялись, потеснившись, предоставлять свой дом для многочисленных племянников и племянниц, которые ехали на учебу в город. И так получалось, что на все время учебы, а это, как правило, от 2 до 4 лет, число проживающих в доме сразу увеличивалось на два-три человека. Учились кто в техникуме, кто в институте, кто в училище. Абсолютно никакого разделения детей на своих и чужих не было, по сути, не только кормили, а ведь и воспитывали. И они не чурались никакой работы по дому, во дворе. Если надо, то ребята дружно брались колоть дрова, вскапывать огород, убираться во дворе. Поэтому остававшиеся в далеком селе родители за своих детей-студентов всегда были спокойны, так как знали, что рядом с ними родственники, умудренные жизнью люди. В их доме всегда было шумно, весело и главное, как-то по-особенному уютно и спокойно, друг за друга все стояли горой.
Окончив учебу и начав трудовую жизнь, ребята никогда не забывали этот гостеприимный дом, спешили сюда, чтобы поделиться новостями, успехами, проблемами. Потому что еще с юности они усвоили, что у них есть не только родительский дом, но и этот, который стал им не менее дорог. Дом, в котором они жили в самую интересную пору студенчества.
Какие только программы, акции не проводятся, направленные на снижение уровня детского сиротства. И, тем не менее, все еще много детей, при живых родителях и родне воспитывающихся в детских учреждениях. А ведь, если даже хотя бы десять человек вспомнят о том, что где-то — в детском доме или интернате — растет их кровный родственник, неважно, по линии отца или матери, и скажет себе: так не должно быть, мой племянник должен быть в семье и возьмут к себе в дом, то уже на десять сирот в стране станет меньше.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна