«Шеф», агрегатор или просто такси?
Убрать иностранные агрегаторы предлагают некоторые атырауские таксисты, ссылаясь на то, что те всё завышают и завышают цены. Тем временем аналог сервисов перевозок в Атырау разработан. А приживется ли?
Незадолго до роспуска Мажилиса Парламента один из депутатов с тревогой высказался о проблеме пользования иностранным мобильным приложением. Елнур Бисембаев заявил, что комиссия за сервис платформы «Яндекс-такси» составляет для водителей от 18 до 22 процентов. Указал он и на риск того, что в случае каких-либо санкций тысячи казахстанцев могут остаться без заработка. Тем временем в Атырау разработали аналог «яндексам» да «индрайверам». Но…
– Мы не раз обсуждали выход отечественного продукта на рынок с водителями такси, и нас поддерживают, – говорит один из авторов отечественного онлайн-сервиса такси-перевозок Болат Тулегенов. По его мнению, сегодня очень сложно найти разработчиков, которые смогли бы создать отечественное приложение.
– Мы сами смогли убедиться в этом, на собственном опыте. Работаем уже полтора года, наше приложение готово на 90 процентов. Но не хочется выпускать на рынок сырой продукт, – говорит Тулегенов.
Сегодняшняя проблема атырауских разработчиков – в изменении положения по геолокации. К примеру, если ты зарегистрирован в Атырау, и приезжаешь в Уральск, почему-то заказы разработчиков отправляются в Атырау, а не в Уральск. И с этой проблемой пытаются разобраться – если человек приехал в Уральск, то он должен в Уральске заказы подавать. Если зарегистрировался в Уральске, но находится в командировке в Алматы – чтобы у него в Алматы заказы отражались, а не там, где человек реально проживает.
Правда, немало местных таксистов считают: чтобы атырауское – казахстанское такси-приложение поднять на рынке такси-услуг, надо убрать уже существующие агрегаторы. Но как это можно сделать, если те работают в нашей республике законно?
– Свое, отечественное, такси-приложение, конечно, нужно. Никто им не будет пользоваться, – уверен таксист, пользующийся теми самыми иностранными агрегаторами, Ринат Сапаров. – Наш народ всегда там, где удобно, проще, дешевле. Просто нужно уже проверенным агрегаторам снизить комиссию. Не знаю, как в других городах, но в Атырау «Яндекс-такси» снимает с нас 18 процентов с каждой поездки. InDriver тоже поднял комиссию – на 13 процентов. В принципе, у первого агрегатора цены нормальные, но комиссия большая. А в InDriver постоянно торгуются, теряешь время. Я думаю так: чтобы создать казахстанскую программу такси, нужно закрыть эти оба известных приложения. Только потом все перейдут на нашу продукцию, – уверен таксист со стажем. – А так, пока они функционируют, нашим приложениям, хоть и казахстанским, нет шансов.
По мнению председателя Атырауского областного филиала ОО «Народная партия Казахстана», президента ОО «Защита прав потребителей и развитие конкуренции по Атырауской области» Балжан Досмухамбетовой, сегодня надо развивать конкуренцию на данном рынке. Будет конкуренция, будет и выбор у потребителей.
– Ведь чем больше на рынке работает компаний, тем удобнее нам, пассажирам. Да, сейчас есть две иностранные компании, предлагающие сервисы агрегатора такси. Но этого маловато на более чем 600-тысячное население нефтяной столицы Казахстана. Когда я была в Москве в командировке, необходимо было вылететь в Самару. Я набрала в поисковике «пассажирские перевозки» – так масса компаний предложили услуги, и у всех разные цены! Поэтому то, что сейчас разрабатывается отечественное такси-приложение в Атырау – радует, – говорит Досмухамбетова. – Но они не должны завышать цены!
По уверениям атырауских разработчиков, использование отечественного агрегатора будет значительно дешевле.
– Но хочу сделать оговорку: наше приложение не будет аналогом яндекса. А еще будут так называемые плюшки от пользования нашим приложением, но люди увидят все на стадии запуска и пользования, – сказал Тулегенов.
Надежда ШИЛЬМАН