Общество

СЕМЬЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

День семьи впервые занесен в календарь нашей страны. Указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева каждое второе воскресенье сентября является Днем семьи, праздником пропаганды семейных ценностей, традиций, любви и верности. Для большинства молодоженов, стариков и детей этот праздник станет таким же традиционным и дорогим, как и многие другие, ведь семья сокровенна в жизни каждого человека. Особенно в благополучных семьях этот праздник — явное соответствие атмосфере всеобщего внимания и уважения молодых родителей и их детей, почитания старшего и заботы о младшем поколении.

 

Семья, как правило, создается на основе брака и кровного родства. Супружеская пара и родственники на протяжении всей своей жизни ведут совместное хозяйство в семье, воспитывают детей, несут моральную и юридическую ответственность друг перед другом, проявляют заботу, помощь и поддержку. Поэтому семья является той социальной и культурной средой, в которой поддерживается вся система взаимодействия и отношений нескольких поколений, основанной на общечеловеческих ценностях, нормах поведения и традициях. Ведущей функцией семьи является репродуктивная, так как семья всегда существовала для продолжения человеческого рода. В семье обязательно должен родиться ребенок! Этого события молодожены трепетно ожидают, к нему готовятся и вот из поколения в поколение передаются семейные праздничные обряды, связанные с рождением ребенка. Так, например, в казахской семье отмечают первый день появления на свет новорожденного («шілдехана»), через неделю «праздник колыбели» («бесік тойы»), затем «сороковой день рождения ребенка» («?ыр?ынан шы?ару») и «разрезание пут» («т?сау кесу»).

Воспитательная функция семьи предусматривает процесс социализации личности подрастающего поколения, то есть усвоение младшим поколением образцов социального и интеллектуального поведения, морально-нравственных норм, ценностей и психологических установок, необходимых для полноценной жизни в обществе людей. Первичная социализация происходит в семье, она становится ведущей на фоне всех ее форм. С возрастом ребенок приобщается к другой социальной среде — детскому саду и школе. В дальнейшем преобразование и совершенствование личности ребенка происходит в процессе групповой (влияние сверстников), организационной (влияние производственной группы) и гендерной социализации (процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола).

В воспитании детей родители стремятся привить детям физические, нравственные, трудовые интеллектуальные и эстетические качества личности. В детях они хотят увидеть нужных и полезных для общества людей, ответственных перед своими родителями и будущей семьей. В семье создаются все необходимые предпосылки для приобщения детей к культуре, искусству и спорту. В зависимости от формы существования брачного контракта супругов, структуры семьи, половой или родственной принадлежности молодых пар, в том числе установившегося порядка в стиле воспитания и взаимоотношений между супругами различают следующие типы семей: моногамные (муж и жена) и полигамные; разнополые и однополые, малодетные, многодетные или бездетные, благополучные и неблагополучные. Деление семей на благополучные и неблагополучные возникло в силу тех обстоятельств, в каких оказываются, прежде всего, сами супруги, а затем и их дети, то есть каковы особенности взаимодействия и взаимоотношений между взрослыми членами семьи, с детьми и тип воспитания детей (авторитарный, попустительский или демократический).

В благополучной семье складываются благоприятные условия для существования всех членов семьи. Здесь присутствуют взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, закреплены морально-этические нормы поведения, выстроена правильная система организации совместной деятельности членов семьи. Высокий уровень духовно-нравственного, культурно-образовательного и эмоционально-психологического потенциала благополучной семьи создает основу для материального и морального благополучия членов семьи, поддерживает демократический настрой в процессе воспитания детей.

В неблагополучных семьях часто возникают проблемы и конфликты в силу влияния неблагоприятных явлений во внутрисемейных отношениях, где падает уровень моральной и материальной ответственности членов семьи, глубоко сказываясь на эмоционально-психическом развитии детей. Присутствует авторитарный стиль воспитания: диктат, жесткое, а порой и жестокое отношение к детям, бесчувствие и эмоциональное отвержение.

За последние годы в стране отмечаются качественные изменения в структуре семьи. Все больше нуклеарных «ядерных» семей, где присутствуют два поколения: родители и их дети. В обществе отмечается тенденция к развитию семьи, где союз мужчины и женщины закреплен в гражданском браке и у них могут быть как общие, так и приемные дети. Вместе с тем, увеличивающееся с годами число разводов среди молодых и брачных пар, проживших в семье более 10 и 30 лет, приводит к образованию неполных нуклеарных и сложных семей. К их числу относятся семьи, в которых молодые женщины справедливо решив «родить для себя ребенка», воспитывают его сами или с помощью родственников. Сложных, расширенных (патриархальных) семей, состоящих из семи и более родственников, куда входят старшее, среднее и младшее поколения, значительно меньше, в особенности четырехпоколенных семей.

Безусловно, в наше время многие молодые супруги по разным причинам хотят жить отдельно, независимо от своих родителей. Эта тенденция глубоко распространяется и среди коренного населения страны. Хотя следует заметить, что сейчас большие дома, 2-3-этажные коттеджи и благоустроенные квартиры с огромной площадью рассчитаны для сложных семей, где больше возможностей для свободного перемещения, есть несколько ванных и туалетных комнат, имеются отдельные комнаты для каждого члена семьи. Поэтому создаются вполне удобные условия для проживания всеми членами семьи. Вместе с тем, снижаются затраты на дополнительное жилье, ежедневные телефонные переговоры и поездки. Рационально распределяется время на выполнение всех функций семьи. А малоподвижные пенсионеры всегда могут рассчитывать на поддержку своих детей и внуков, нет постоянной необходимости содержать ухаживающего за ним человека. Однако только при благоприятных морально-психологических условиях семьи возможно благополучное проживание сразу нескольких поколений, то есть образование больших семей.

При раздельном проживании старшего и среднего поколений могут сохраняться дружеские отношения. И старшее, и среднее поколения активно участвуют в реализации семейных функций, кроме одной — совместное проживание и совместное ведение хозяйства. При соответствующих условиях старшее поколение, проживая отдельно, может активно участвовать в реализации многих функций семьи: воспитательной, хозяйственно-бытовой, экономической и культурно-духовной. В научной литературе называется и такая функция семьи, как сфера первичного социального контроля, заключающаяся в моральной регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений, что явно соответствует всем типам семей.

Старшее и среднее поколения могут встречаться часто, проводить совместный досуг. Внимание, забота и помощь свойственны как старшим, так и средним членам семьи. Родители взрослых детей помогают им в домашнем хозяйстве, воспитании внуков, в свободное время присматривают за внуками во время болезни и отпусков родителей, дают советы по решению трудных вопросов. И взрослые дети выполняют свои обязанности по отношению к старшим. Следовательно, не нарушается преемственность поколений, сохраняются давние семейные традиции, укрепляются родственные узы, а главное, не снижается доля участия старшего поколения в воспитании детей.

 

Дареже МУТАЛИЕВА,

доцент кафедры психологии АГУ им. Х. Досмухамедова,

кандидат педагогических наук

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button