Общество

Саматбек Бокебай. ОТ «ДРУЖБЫ НАРОДОВ» ДО «ЗВЕЗДЫ АСТАНЫ»…

 Задумывались ли вы над тем фактом, кто строит и проектирует здания, сооружения, памятники, мимо которых мы ходим каждый день? Кто создает художественные образы архитектуры, и какое место и роль занимает в жизни общества такое важное и древнее искусство, как архитектура?
 Все эти вопросы «ПК» задала Почетному архитектору страны, заслуженному деятелю Казахстана, автору монументов «Қазақ елі», «Астана жұлдызы», ставших главными достопримечательностями Астаны, а также мемориального комплекса «Исатай и Махамбет» в Атырау Саматбеку Бокебаю. Забегая вперед, скажем, что наш гость уверенно говорит: «С обретением Независимости в стране были созданы национальные архитектурные произведения, пропагандирующие нашу историю и национальные ценности и призывающие к светлому будущему».

РАСКРЫТЫЕ ДВЕРИ АРХИТЕКТУРЫ
Саматбек Таженович, по словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: прочность (лат. firmitas), польза (лат. utilitas) и красота (лат. venustas), так называемая Триада Витрувия. А вы придерживаетесь в своих работах этой триады?
— Я считаю, что архитектура — это высокое и уникальное в своем роде искусство. И если вы вспомнили древнеримского архитектора, то я могу сказать, что архитектура с древнегреческого — это старший, главный строитель, плотник. Это искусство проектировать и строить здания, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности. И конечно они, то есть здания, должны соответствовать современным техническим возможностям и эстетическим воззрениям общества. Вы ведь не будете жить в старом несовременном доме?
Вообще, зодчество с древних времен развивалось так же, как экономическо-политическая и культурная среда, соединяя между собой древнюю и современную историю. Оно формирует мировоззрение народа, воздействует на воспитание подрастающего поколения и влияет на многие другие сферы жизни общества. И потому архитектура раскрывает двери своего царства не всем, а тому, кто достоин этого, кто своими творениями способен на достаточном уровне удовлетворить эстетические вкусы народа.
Начало бурного развития этой высоко эстетичной сферы приходится на годы независимости, и сегодня казахстанская архитектура развивается в ногу со временем, соответствуя всем мировым стандартам. Пожалуйста, расскажите о своей работе в этот период вашей творческой деятельности.
— Конечно, с обретением независимости страны многое в жизни общества кардинально изменилось. Самостоятельность обрели все творческие люди, в том числе и архитекторы. Глава государства Нурсултан Назарбаев оказал сильную поддержку архитекторам страны, он создал условия для создания национальных архитектурных произведений, которые отвечали бы эстетическому вкусу народа, которые пропагандировали бы нашу историю и национальные ценности и призывали бы к светлому будущему. В этом направлении было сделано немало в Астане, Алматы, Атырау. Мне посчастливилось находиться в гуще событий того периода. Невозможно перечислить то, что было сделано мной за годы независимости. Я горжусь тем, что мои произведения нашли воплощение не только в Астане и Алматы, но и почти во всех областных и районных центрах страны.
К примеру, в Атырау возвышается мемориальный комплекс «Исатай и Махамбет», который был построен к 200-летию батыра Махамбета Утемисулы и который сегодня является визитной карточкой города. Также жители Атырау тепло приняли монументы, посвященные погибшим в афганской войне и в вооруженном конфликте на таджикско-афганской границе. В Мангистауской области были реализованы проекты комплексов «Аллея великих», «Культура кочевников», в Жанаозене — «Аллея славы». Эти проекты близки мне по духу. Также по моим проектам были построены различные здания, центральные площади, места отдыха, монументы, национально-культурные комплексы в других областях страны.

КОГДА ПРЕОБРАЗИЛСЯ АТЫРАУ
Здесь мне хочется вспомнить период работы 1999-2001 годов, когда я был начальником Атырауского областного управления строительства, архитектуры и жилищной политики, главным архитектором области. На тот момент акимом области являлся Имангали Тасмагамбетов. Он умел ставить задачи и требовать их исполнения, мы тогда работали, не считаясь со временем, круглые сутки подряд. Под его чутким руководством в Атырау было реализовано множество проектов. За каких-то пять-шесть месяцев Атырау преобразился, принял совершенно другой облик, и все это состоялось благодаря поддержке Елбасы и неустанной работе акима. Как можно об этом не сказать?
Ну, а работа в Астане — это отдельная тема. Наша проектно-строительная организация «Қазсәулет құрылыс» реализовала в северной столице ряд успешных проектов. Мы выполнили проекты жилых домов, офисных зданий, учебных заведений, зданий посольств, государственных учреждений. В Астане были реализованы также наши проекты – монумент «Дружба народов Казахстана», мемориальные комплексы «Қазақ елі» и «Астана жұлдызы» («Звезда Астаны») и еще ряд проектов. Помню, на открытии монумента «Астана жұлдызы» (тогда он еще не имел названия) присутствовал сам Глава государства, и это он предложил назвать его «Астана жұлдызы». На этой встрече Нурсултан Абишевич сообщил, что в Астане должен быть еще один монумент «Қазақ елі», и пожелал нам участия и успеха в конкурсе. Президент сказал: «Примите участие в конкурсе, может быть победите». И как будто в воду глядел – мы выиграли. В конкурсе на монумент «Қазақ елі» приняли участие многие проектировщики. Но Елбасы обратил внимание на два проекта. В итоге авторами проекта были утверждены я и Сембигали Смагулов. Так монумент «Қазақ елі» был установлен на свой постамент.
Сейчас я работаю над проектом этномемориальный парк «Карта Казахстана» и над рядом проектов в городах Уральск, Атырау, Актау.
В процессе работы мне довелось несколько раз встречаться с Елбасы, и я убедился в том, что Президент очень грамотен в вопросах архитектуры, умеет выслушать специалиста, оценить его мнение, и если предложение верное, то непременно его поддержит.

О ЛИЧНОМ…
— А как вы пришли в зодчество? Это же особый вид деятельности.
— В формировании человеческой личности, ее становлении, духовном развитии, выборе какой-либо профессии, конечно, играют роль многие факторы. Мое детство прошло в Туркестане, где находится, как вы знаете, комплекс известного на весь мир суфия Ходжи Ахмеда Яссави. Этот дивный архитектурный комплекс не мог не волновать мою юную душу. И именно эти душевные переживания определили мое будущее. Так начался мой путь в зодчество.
Мои стремления поддержал и мой отец Тажен. Он был человеком волевым, смелым. Можно сказать, что в архитектуру я попал благодаря своему стремлению и отцовскому благословению: когда в 1971 году я собрался сдавать документы на архитектурный факультет Казахского политехнического института, отец оказал мне мощную моральную поддержку, он подбадривал меня, говорил, что уверен в моем выборе профессии. Ну, а если быть еще точнее, конечно же, это воля Аллаха, так было, видимо, уготовано моей судьбой.
Значит вы выполняете волю Всевышнего?
— Можно сказать и так. Удача сопутствовала мне, и в 1971 году я стал студентом Казахского политехнического института имени Ленина, учился на факультете архитектуры и в 1976 году благополучно окончил этот вуз. В то время, если вы помните, выпускников вузов распределяло руководство института. И, видимо, за хорошую успеваемость меня направили в государственный головной проектный институт «Казгорстройпроект». Затем были годы работы старшим архитектором в государственном головном проектном институте «Казгипроград». Я горжусь, что мой трудовой путь начался именно с этих легендарных вузов.
Скажите, а почему вы оставили работу в таких престижных столичных проектных институтах и переехали в Туркестан? Ведь вы 16 лет являлись главным архитектором Туркестана.
— Так случилось. Отец, опора семьи, сильно заболел, причем неизлечимой болезнью. Я вынужден был оставить работу, карьеру, планы и перебраться к родителям. Наша семья, как и все казахские семьи, многодетная. В тот период я думал только об одном: быть рядом с отцом и всячески окружить его заботой. Через три месяца, после того как я приехал в Туркестан, отец скончался. Вначале я подумал о том, чтобы забрать к себе в Алматы мать, но она наотрез отказалась, сказала, что не может оставить дом, где прошли счастливые годы нашей семьи. Словом, я остался в Туркестане. Не скрою, я часто думал об Алматы, институте, где работал, но постепенно привык к своей новой работе и даже стал гордиться, что живу и работаю в священном Туркестане.
Ведь вся моя молодость прошла в этом городе. В ту пору у меня было много идей, проектов. И мне, тогда молодому амбициозному человеку, хотелось осуществить их, но им просто не суждено было реализоваться, ибо в советский период городу не уделяли должного внимания. Руководство республики с благоговением относилось к священному Туркестану, но перешагнуть через советскую идеологию не смели. Местный бюджет, естественно, такое не мог осилить, да и городское руководство каждый свой шаг согласовывало с вышестоящим начальством. И эта регрессивная политика убила многие мои задумки по обновлению и возрождению Туркестана.
А какие тогда были задумки? Можете их раскрыть?
– Для своей дипломной работы при окончании института я выбрал тему «Перспективы восстановления и развития города Туркестана». Научными руководителями были такие известные личности, как нынешний президент Союза архитекторов Казахстана Тимур Сулейменов и архитектор Алмас Ордабаев. Для написания диплома тогда давали 6 месяцев. Моя дипломная работа была высоко оценена специалистами института, и она заняла второе место на Всесоюзном конкурсе дипломных проектов в Москве. Затем, в 1977 году, я, будучи специалистом проектного института, участвовал в создании проекта «Детальное планирование центра города Петропавловска», который занял третье место на Всесоюзном конкурсе. А через год на тот же конкурс наш институт представил проект по детальному планированию уже центра Алматы и занял второе место.
Были и другие успешные проекты. Например, уже в первые месяцы работы архитектором «Казгорстройпроекта» я предложил свою авторскую работу в производство. Вообще, в те годы в нашей среде была традиция реализовывать собственные проекты в первые три года после окончания вуза. Я же, можно сказать, немного предвосхитил сложившееся правило: представил на конкурс проект жилого комплекса в городе Щучинске, едва окончив институт. Это был 1976 год. Конкурс был выигран, и вскоре по моему проекту был полностью отстроен жилой комплекс.

СОВРЕМЕННОЕ — ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
— Нам известно, что вы много знаете об истории казахского зодчества…
— Летопись казахского зодчества переплетается с богатейшей историей народа. Формирование на просторах Великой Степи мощных, сильных государств, развитие хозяйственной деятельности способствовало тому, что на этой древней земле велось много строительных работ. В частности, расцвет градостроительства приходится на эпоху Караханского государства. Такие архитектурные комплексы средневековья, как Айша-биби, Ходжа Ахмед Яссави, Арыстан баба, являются ярким доказательством высокого уровня развития зодчества в тот период.
На территории Казахстана сохранились сотни тысяч памятников, свидетельствующих о существовании на его территории развитой цивилизации. Пожалуй, самый главный и важный из них – это мемориальный комплекс Ходжи Ахмеда Яссави, уникальное в своем роде архитектурное произведение.
С 1984 по 1986 годы мне довелось учиться в аспирантуре в Санкт-Петербурге. В качестве кандидатской работы я выбрал тему «История архитектуры Казахстана». По историческим источникам были исследованы древние города, существовавшие в Великой Степи. Цель при написании научной работы — восстановление и использование передовых методов архитектуры старины в наши дни. Мои научные поиски не оказались напрасными. В ходе исследовательской работы я нашел массу интересных исторических данных. К примеру, выяснилось, что вдоль реки Сырдария существовал 41 город, которые остались под песками. И что интересно, обнаружилось много документальных источников для проведения полноценного исследования древних городищ.
В планах-схемах исчезнувших и дошедших до наших дней городов Центральной Азии и Казахстана, располагавшихся вдоль Великого Шелкового пути, встречаются методы строительства, которые вполне можно было бы использовать и в наши дни.
Об истории казахского зодчества можно говорить много и долго, и невозможно рассказать обо всем в одной беседе. Здесь мне хотелось бы вспомнить людей, внесших заметный вклад в развитие архитектуры страны в наши дни, с которыми я был знаком, с кем довелось работать бок о бок. Прежде всего, это имена ярких личностей, моих учителей: Толеу Басенов — первый казахский архитектор, заслуженный строитель Казахстана, был главным архитектором Алматы, Малбагар Мендикулов — тоже крупная личность в зодческом искусстве Казахстана, профессор архитектуры, заслуженный архитектор Казахстана. Я горжусь, что мне выпало счастье быть их учеником.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button