НовостиОбщество

Рожденный для науки

Он верит, что возглавляемый им вуз может стать казахстанским Губкиным.

Он мечтает, что когда-нибудь учиться в Атырау будут приезжать со всех концов света.

Он считает, что в нем больше от науки, чем от администратора.

Он не упустит возможности встретиться с одноклассниками.

А еще он «неправильный» казах: любит больше не мясо, а зелень.

Если вы еще не догадались, о ком это мы, то представляем сегодняшнего гостя нашей гостиной – ректора Атырауского университета нефти и газа Али АБИШЕВА.

– Али Ажимович, недавно прочла в соцсети на страничке у председателя НПП «Атамекен» Асылбека Джакиева, дословно: «Планы у ректора новой формации Али Абишева наполеоновские». Это он написал в день первого заседания совета директоров некоммерческого акционерного общества «Атырауский университет нефти и газа». Что он имел в виду и что это за некоммерческое АО?

– Это не только мои планы. С самого первого дня прихода я нацелен на исполнение протокольного поручения Главы государства ­Н.А. Назарбаева о необходимости модернизации данного вуза. И мы с честью смогли это реализовать, став некоммерческим акционерным обществом «Атырауский университет нефти и газа»! Я вообще исхожу из того, что некоммерческая форма АО открывает колоссальные возможности для развития любого вуза. Пять лет назад я выступал на коллегии МОН и посвятил свое выступление необходимости развития вузов как некоммерческих акционерных обществ: как РГП вузы сегодня не имеют автономной самостоятельности и более тесной интегрированности с реальным сектором экономики. Они не могут создавать совместных с производствами образовательных программ, не могут вместе с промышленными предприятиями открывать цеха и лаборатории, в которых обучались и практиковались бы студенты, работали бы научные сотрудники. А вузу, как акционерной структуре, все это теперь можно, в т.ч. привлекать инвесторов.

Почему некоммерческое АО? Это означает, что прибыль, получаемая вузом, направляется на развитие и расширение самого университета. В США многие университеты существуют как некоммерческие организации, и по­этому у них такие кампусы, такая база, такие общежития, такие замечательные лаборатории и биб­лиотеки!

Словом, теперь мы получаем большую автономию, новые возможности развития и расширения материально-технической базы, можем инициировать собственные образовательные программы и совместные проекты, можем создавать их с промышленным сектором. Это новый горизонт развития. Думаю, тот курс, который сейчас взял МОН – правильный, он направлен на трансформацию казахстанских вузов в некоммерческие АО.

 Влияние Тофлера

– Вы очень много времени провели в Штатах, а правда ли, что на вас сильно повлияло общение с американским философом?

– Я имел возможность встречаться с таким крупным ученым, как Альвин Тофлер (Alvin Toffler). Это нобелевский лауреат, являющийся основоположником таких теорий, как постиндустриализм, информационное общество, умная экономика. Тофлер всегда отмечал, что инновации приходят через диверсификацию. Если вы хотите сделать экономику инновационной, вы ее должны, прежде всего, диверсифицировать, повторял он мне. Это относится и к образованию. Если мы его хотим сделать инновационным, мы должны диверсифицировать нашу образовательную структуру, создавая разнообразные учебные программы не только высшего, но и послевузовского образования. Таких инновационных программ у нас уже много. Мы в течение этих 2,5 лет выстраиваем эту диверсифицированную образовательную структуру нашего вуза.

Сейчас много говорят о полиязычии и, реализуя эту стратегическую задачу, мы, помимо казахского и русского языков обучения, начали внедрять и английский язык обучения: на 5 специальностях студенты обучаются на english. Стараемся привлекать как наших специалистов, кто владеет языком, так и носителей языка, которые работают в нашем регионе, приглашаем зарубежных профессоров.

Важнейшим остовом подготовки кадров сейчас является связь образования и производства. Студент, обучаясь, должен активно осваивать и практические навыки своей будущей профессии, и в этом плане в АУНГ открыты дуальные образовательные программы. Наши третье- и четверокурсники были отобраны на эти дуальные программы и вахтовым методом совмещают учебу с работой, реально трудятся на месторождениях АО «ЭмбаМунайГаз», в АО «ЖигерМунайСервис», на АНПЗ. И группы сменяют друг друга. Я смотрю на этих ребят, обу­чающихся на дуальном образовании, – знаете, как они возмужали, окрепли, выросли в профессиональном плане?! Потому что непосредственно работают на производстве! И это не может не радовать.

Мы все больше вовлекаем в подготовку кадров промышленные компании региона. И мы с гордостью отмечаем: наш вуз – единственный в РК, который осуществляет дуальные программы высшего профессионального образования.

Очень важным явилось то, что наш вуз стал одним из 10 базовых вузов Казахстана, участвующих в реализации ГПФИИР-2, т.к. нефтехимия является приоритетом госпрограммы. И мы смогли открыть 4 новые образовательные программы, по которым нашими зарубежными партнерами стали РГУ нефти и газа имени Губкина, Уфимский ГНТУ, Louisiana State University (США), Санкт-Петербургский технологический университет, Тюменский индустриальный университет, РУДН.

 Меняем студента на студента

Мы смогли запустить программы академической мобильности, и студенты могут выезжать на обучение в вузы-партнеры. В этом направлении мы развиваем партнерские отношения с Туринским политехническим университетом, Пражским университетом химических технологий, Государственной высшей школой профессионального обучения имени Яна Каменского – наши студенты учатся в этих вузах целый семестр. С этого года мы имеем возможность академической мобильности наших студентов в Lane College (США).

Плюс 154 преподавателя и сотрудника нашего вуза в рамках повышения квалификации обучились в РГУ нефти и газа имени Губкина, Уфимском ГНТУ, Туринском политехническим университете, Пражском университете химических технологий, в шотландском университете имени Роберта Гордона, в Финляндии и в США, во Французском институте нефти. Добавлю, что через месяц у нас заработает языковая программа совместно с «Edusoft», известной израиле-американской компанией, являющейся разработчиком TOEFL и TOEIC. А, как известно, сертификат «Edusoft» дает право поступления в ведущие университеты мира. Т.е. мы намерены диверсифицировать нашу образовательную структуру, создавая новые программы, открывая новые направления, реализуя новые подходы, используя разнообразные технологии.

– А как насчет оплаты за учебу в связи с такими изменениями?

– Мы не поднимали стоимость обучения в течение последних 2 лет. Более того, у нас действует широкая система скидок и льгот. Проводим ежегодно математическую олимпиаду, победитель которой получает право на поступление в наш вуз. Мы – участники программы «Серпiн», по которой у нас обучаются студенты из южных регионов страны, а также из Мангистауской области. Налажены связи и контакты с предприятиями и компаниями, которые оплачивают за учебу того или иного студента. Понятно, что есть и требования: успеваемость, уровень подготовленности, личностные качества студентов.

Ректора не вечны. Университеты – да!

– Между тем с нового учебного года Атырауский институт нефти и газа именуется университетом. Что дала вашему вузу эта процедура, как она скажется на качестве образования?

– Как институт мы были очень ограничены в вопросах развития. Во всем мире вузы существует именно в формате университета. Требование времени – образование должно быть непрерывным, многоуровневым. Это означает, что вуз не может ограничиваться подготовкой только лишь бакалавров, он должен осуществлять подготовку и магистрантов, и докторантов. Вуз должен заниматься исследованиями, проектами. Многие проекты в современных условиях осуществляются на междисциплинарном уровне, а статус университета как раз дает такую возможность. Быть в самом центре нефтяного региона Казахстана и иметь вуз, который осуществляет только узкую подготовку бакалавров, это было неправильно с позиции того, что этот вуз, находящийся в нефтяной столице страны, должен быть флагманом, головным научно-образовательным центром нефтегазовой отрасли Казахстана.

Люди приходят и уходят, ректора не вечны. Но как университет нефти и газа наш вуз будет существовать. Посмотрите, многие университеты мира существуют столетиями, формируя вековые традиции университетского образования и науки. Моя мечта – чтобы наш вуз стал вузом уровня Московского РГУ нефти и газа им. Губкина, уровня нефтяных университетов Хьюстона, Абердина.

 Нефть есть. Надо глубже искать

– Два года назад на одной из пресс-конференций вы говорили, что в вузе будет создан Каспийский научно-исследовательский институт, где будут объединены усилия научных работников и студентов. Есть ли какие-то результаты?

– Он создан. На сегодня в рамках этого КИИ у нас функционируют 3 научных центра: топливно-энергетических проблем, региональных экологических проблем и экономики и социально-гуманитарных исследований. Функционируют 5 научных лабораторий. Т.е. сегодня вуз не может ограничивать свою миссию только подготовкой кадров. Он должен быть исследовательским и охватывать широкий круг научных проблем, связанных с развитием и модернизацией нефтегазовой отрасли.

К нам приезжали коллеги из КазНИТУ им. К.И. Сатпаева и, увидев наши лаборатории с новым научным оборудованием, сказали – аналогов нет в РК. Теперь задача, чтобы эти лаборатории активно разрабатывали и реализовывали свои научные проекты. На сегодня наши ученые смогли разработать 42 проекта и сейчас активно ищут партнеров, которые заинтересованы в них.

У нас ведутся научные направления, связанные с совершенствованием техники и технологии разведки, бурения и разработки нефтяных и газовых месторождений. Ведь сегодня нефть уходит все глубже, а также все дальше в море. И поэтому разработка соответствующих технологий – сегодня важная задача. Сейчас надо искать нефть на глубинах уже 5, 6, 7 тысяч метров. А это уже совершенно другой уровень технологии!

– И без вас, ученых, нефть уже не найти…

– Да. Казахстан осваивает Каспийский шельф – это тоже уникальная технология!

Атырауская нефть тяжелая. Но в этом-то и прелесть! (с таким удовольствием произносит! — Авт.) Это означает, что она содержит практически все возможности для развития химической отрасли страны. Наша нефть уходит на внешние рынки, а другие страны, перерабатывая эту нефть, развивают свою нефтехимию. И поэтому Глава государства отмечает развитие нефтехимии одним из приоритетов развития нефтяной отрасли. И в ГПФИИР-2 наш Западный регион определен как национальный кластер по нефтехимии, конкретно Атырауская область – по неф­тепереработке. Поэтому здесь перспективы для диверсификации экономики огромные, и это направление должно быть ключевым в научных разработках наших ученых.

Очень перспективным направлением является использование современных информационных, цифровых технологий. Когда мы говорим о цифровом Казахстане – это значит, что соответствующие современные технологии должны проникать и в нефтегазовую отрасль.

Мы сейчас активно используем эти подходы и в подготовке кадров. В нашем вузе открылась виртуальная лаборатория «Нефтегазовое месторождение». Известный нефтяник Узакбай Карабалин, посетив ее, сказал: «До чего технологически изменился в настоящее время процесс обучения! В наши студенческие годы мы даже не могли мечтать о подобном!». И что это счастье для студентов – не на пальцах, не на доске объяснять, а в интерактивном режиме! В перспективе создание лабораторий робототехники и «Виртуального нефтеперерабатывающего завода».

Развитие нашей отрасли, увеличение добычи углеводородного сырья создают глобальную проблему, связанную с влиянием этих производств на окружающую среду. И мы как вуз, находящийся в уникальном природном ареале, эти вопросы выносим на повестку дня в рамках осуществляемых научных исследований.

А вы знаете, с нового учебного года все дипломные работы мы переводим на дипломное проектирование. Надо уходить от практики, когда студенты писали многостраничные бумажные фолианты, зачастую списанные с Интернета. Студентам нужно серьезно заниматься проектами, старта­пами, которые могут быть востребованы компаниями, предприятиями региона.

– Ваши студенты попросили меня разузнать о военной кафедре в вузе и Wi-Fi…

– Насчет Wi–Fi: у нас он есть в корпусах, в общежитии. Но мы хотим полностью охватить беспроводным Интернетом весь университетский кампус. Для этого мы создаем в вузе единую локальную сеть.

Что касается военной кафедры. 2 года назад мы инициировали этот процесс. И благодаря усилиям двух вузов военная кафедра в Атырау была открыта на базе АГУ имени Х. Досмухамедова, где будут иметь возможность обучаться студенты вузов нашего региона, и я надеюсь, что Мин­обороны поддержит наше обращение о предоставлении грантов и мест на военной кафедре для студентов нашего вуза.

 Современный универ творит культуру

– Знаю, что в АУНГ открылось в последнее время немало музеев. А вам какой больше по душе?

– У нас пять музеев. Мне интересен музей Боевой Славы. Его хранитель Вячеслав Афанасьев – фанат своего дела, и я рад тому, что такой музей существует именно в нашем вузе и, наверное, это не только наше достояние, но и города. Нравится музей «Старый Гурьев», где собраны очень интересные экспонаты. Отмечу музей геологии, технологический музей. Мы постоянно инициируем в музеях разные выставки, причем, эти выставки может организовывать любая кафедра, любой преподаватель. Например, у нас прошли выставки старинных монет, были выставки «Рыбы Урала», «Старые авто» и др.

Музей – не закрытое помещение с закостенелыми экспонатами, покрытые многовековой пылью раритеты. Музей – живой организм. Например, в городе Сиэтл существует более 600 музеев! Я не во всех, конечно, побывал. Интересно, что большинство из них небольшие. Есть музеи, которые посвящены экспозициям сугубо узкого направления. Например, Музей музыки, Детский музей, музеи искусств, музей научной фантастики, музей авиации, музей истории промышленности, музей шоколада. Т.е. широкая представленность самых разных интересов, и я думаю, что и в Атырау это направление будет развиваться. Мы хотим, чтобы наши студенты могли непосредственно здесь, в кампусе, видеть те экспозиции, которые уникальны.

И в целом, я считаю, что современный университет – это центр культуры. Культуры в широком понимании как культуры преподавания и обучения, культуры исследований и творчества, культуры досуга и личностного развития, культуры спорта и здорового образа жизни.

 Во мне больше от науки

 – Али Ажимович, у вас бывают чувства сожаления по поводу того, что вы стали ректором, общественным деятелем, а не просто учёным?

– (пауза) Честно? Да. Я кандидатскую и докторскую диссертации защищал не где-нибудь, а в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Ленинградский (Санкт-Петербургский) университет – это ведь большая научная школа! У меня были замечательные наставники, которые мне всегда говорили: «Али, ты рожден для науки!»…

– Вы были заместителем главного редактора научно-аналитического журнала «Проблемы современной экономики». А вы знаете, в чем основная проблема современной экономики?

– А я до сих пор являюсь заместителем главного редактора в этом журнале. Основная проблема современной экономики связана с тем, что сегодня мир переходит на новую стадию своего развития. И, соответственно, возникает много проблем – экономического, экологического, социального характера. Современная экономика подошла к важному переломному этапу, и она не может уже использовать тот ресурсный потенциал, который ранее был основным фактором ее развития.

Необходимо переводить экономику на новые рельсы развития. Какие новые формы организации производства и управления, какие новые технологии позволят человечеству решать возникающие проблемы, дадут большие и эффективные возможности для развития? Сейчас идет время поиска.

Мы живем в интересное время. Знаете, мое теоретическое кредо – современные технологии могут быть использованы в любой отрасли, в любой сфере деятельности! И эти передовые технологии можно использовать в традиционных отраслях, а не только в освоении космоса. Их можно использовать и в нашей повседневной жизни. С их помощью можно выращивать и картофель, и помидоры, искусно готовить даже любимые блюда! Например, рыбаки на Аляске выходят в море, используя различные данные, которые получают со спутников. И, несомненно, они могут быть применимы в современном образовании, которое становится все более интерактивным и высокотехнологичным. Сегодня студенту мало одной доски и мела – нужно активно привлекать современные мультимедийные, телекоммуникационные технологии в учебный процесс. Если хочешь быть востребованным преподавателем – ты должен быть технологически продвинутым и постоянно самосовершенствоваться.

БЛИЦ

– Вы ходите на встречу с выпускниками вуза, вашего класса?

– Я даже сижу в чате с одноклассниками. С однокурсниками встречаюсь, но реже.

– У вас есть топ гениальных книг, которые нужно прочесть?

– Рекомендую книгу «Ружье, микробы и сталь» Даймонта: в ней новый методологический подход к попытке объяснить, почему некоторые страны успешные, а некоторые нет?

– Ваше мнение о здоровой пище?

– Она необходима, но я любитель простой еды, признаться, более американизированной, хотя ее трудно назвать здоровой. Но в этой еде очень много зелени, а травы я могу есть много.

– Вы побывали во многих странах мира: в какой вам больше всего понравилось?

– В США: это многокультурная страна! А т.к. я по роду деятельности сфокусирован на образовании, то, несомненно, американское образование и наука – передовые. Любимый город – Питер, где произошло мое научное становление.

Подготовила Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button