Религия добра и согласия

110531-08Для истинных верующих Ислам — это не просто мировая религия, а целая система мироощущения, мировосприятия жизни в целом. для некоторых же, к сожалению, ислам представляется агрессивной и фанатичной идеологической силой. печально то, что отдельные люди склонны судить об исламе не потому, каким видят и понимают его приверженцы, а по отдельным лозунгам радикальных политических сил, использующих исламскую символику.
какую роль сегодня играет ислам в современном обществе и, в частности, в казахстане? каковы основные каноны ислама, и почему для некоторых ислам ассоциируется с экстремизмом или терроризмом? на эти и другие вопросы мы попросили ответить найб имама областной мечети «имангали» еркебулана каракулова.

Наш собеседник — выпускник ведущего религиозного университета «Аль-Азхар» в Египте. Четыре года Еркебулан Каракулов работал преподавателем курсов по чтению Корана в центральной мечети города Алматы, был заведующим отделом религиозной экспертизы и анализа Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК).
— Вера в Аллаха, как она «вписывается» в духовную жизнь людей? Кованные изделия
— Общество во всем мире сегодня нуждается в духовном обогащении, в просвещении. Человек нуждается в высшем, чистом, духовном. И ко всему этому его способна привести вера. Как мы знаем, человек состоит из души и тела. И если материальная сторона лишь обеспечивает физические потребности человека, то душе необходимо нечто большее. Духовная сторона обогащается лишь через веру в единого Бога, через послушание, спокойствие, общение и доброту. Все эти качества ислама отражены в священной книге Коран. Как гласит один из аятов на эту тему: «И лишь с упоминанием Аллаха сердце людей находит спокойствие». Это лишний раз доказывает то, что человек нуждается в вере. Сейчас, к сожалению, многие люди во всем современном мире оценивают все с материальной точки зрения. Это в корне неправильно. Немало примеров на сегодняшний день, когда состоятельные люди обращаются к Богу, к духовности лишь тогда, когда ощущают духовную пустоту. В свою очередь духовность – это вера в Аллаха не только на определенном этапе бытия, а на протяжении всей жизни. Жизненная практика многих людей показывает, что человек нуждается в духовных ценностях. Сегодня, когда во всем мире происходят природные катаклизмы, и совершаются террористические акты, человеку без веры крайне сложно обрести спокойствие и умиротворение в душе. Когда человек обогащается духовно, уповает лишь на Аллаха, ему намного проще перенести боль утраты от несчастья. В частности, в Коране указано, что мусульмане переносят беды и трудности с легкостью, потому что уповают и ждут вознаграждения от Аллаха в потусторонней жизни. Вера человека в Аллаха призывает его к терпению. Допустим, если мусульманин не будет следовать ценностям ислама, то он может совершить огромное количество ошибок в своей жизни. Человек всегда должен заботиться о поддержании своего духовного состояния. Как правило, в исламе это отражается в совершении молитвы, чтением намаза, обращением ко всему окружающему нас миру с добром, оказанием благотворительности и так далее.
— Какова роль и место ислама в современном мире и, в частности, в казахстанском обществе?
— На сегодняшний день роль и место ислама в современном мире очень значительны и актуальны. Но, к сожалению, не все толкуют ислам одинаково. Есть люди, которые критически подходят к трактовке понятия «ислам». Так происходит, прежде всего, из-за недостаточной религиозной осведомленности этих людей. Возьмем, к примеру, ситуацию с суицидом, ставшую в казахстанском обществе за последние годы актуальной проблемой. Совсем недавно наш коллега, имам из Экибастуза, сообщил нам о четырех фактах самоубийства за неделю среди жителей города. Почему так происходит, и как разрешить эту проблему? Этим вопросом задаются сейчас многие. Мы, имамы, в свою очередь во время пятничного намаза, когда в мечети собирается огромное количество людей, напоминаем верующим о том, что в исламе самоубийство считается одним из самых тяжелейших грехов по той причине, что человек совершает двойной грех — убийство и отчаяние, в которых уже нельзя покаяться. Тот, кто лишает себя жизни, независимо от способа, с помощью которого это происходит, идет против воли нашего Творца, несправедливо отнимает жизнь, которую Всевышний Аллах сделал неприкосновенной. Поскольку Создатель Всевышний Аллах и люди не сами сотворили себя, их жизнь не принадлежит им, и они не вправе ею распоряжаться. Мы, представители духовенства, хотим заявить о своей готовности содействовать решению этой проблемы.
— Каковы традиции ислама в нашей стране?
— Около 90 процентов мусульман в мире — приверженцы сунны единой общины. Они проживают в арабских странах, в Индонезии, в Индии, в Пакистане, в Малайзии, в Афганистане, в Турции, в Филиппинах, а также на территории России — на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане. Казахстанцы-мусульмане исповедают ислам суннитского толка. По-арабски «Ахль ас-Сунна уа-аль Жамаа» в переводе означает — приверженцы сунны и единой общины. К суннитам относятся четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.
Шииты составляют абсолютное большинство населения в Иране, более половины жителей Ирака, значительную часть верующих Азербайджана, некоторых провинций Индии. Впрочем, и в некоторых других мусульманских странах можно встретить приверженцев шиитского направления. Шиитская ветвь ислама для Казахстана не традиционна.
— В Казахстане закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» регулирует взаимоотношение государства и религиозных общин.
— У нас в стране проживает более 100 этносов, религия и вероисповедания которых различны. В то же время государствообразующим этносом являются казахи, а это значит, что около 70-75 процентов граждан Казахстана придерживаются религии ислам. Но, несмотря на принадлежность к конфессиям, мы все должны пребывать в мире и согласии, находиться на равных, не навязывать свое мнение касательно права выбора вероисповедания. В 2009 году в одном из номеров республиканской газеты «Жас қазақ үні» в статье «Религиозные войны в Казахстане» была приведена статистика численности религиозных объединений. Оказывается, в первые годы обретения независимости в министерстве юстиции было зарегистрировано более 600 религиозных объединений. А на сегодняшний день количество этих объединений возросло до 4 тысяч. Эта статистика и анализ наводят на мысль, что в закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» 1992 года назрела необходимость внести существенные изменения и поправки. Этого мнения придерживается большинство представителей духовенства, в том числе председатель духовного управления мусульман Казахстана, верховный муфтий Шейх Абсаттар Хаджи Дербисали, который несколько раз отправлял свои предложения в правительство и парламент. В частности, исходя из мирового опыта, предлагается внести ограничения касательно вопроса создания религиозных учреждений. К примеру, в Хорватии для того, чтобы зарегистрировать религиозное учреждение, численность его членов должна составлять не менее 10 тысяч человек. В Англии для осуществления законной религиозной деятельности необходимо 30 тысяч последователей. Такое жесткое ограничение я считаю разумным. Почему же у нас, чтобы зарегистрироваться, достаточно небольшой группы людей? С внесением подобных поправок в закон мы могли бы ограничить деятельность псевдорелигиозных сект и объединений. Если мы не поднимем планку, хотя бы до 100 человек, при регистрации религиозной организации, то я думаю, уже скоро будет очень сложно противостоять наплыву экстремистских движений. ДУМК поддерживает нашего Президента, отметившего на ХVII сессии Ассамблеи народа Казахстана, что объединения мусульман и христиан должны быть главными хранителями наших религиозных отношений от вхождения в Казахстан различных религиозных сект и организаций, у которых мысли совсем другие.
— Сейчас ислам во всем мире некоторые люди отождествляют с экстремизмом либо с терроризмом. Почему, по-вашему мнению, так происходит?
— Сейчас тема религиозного экстремизма — одна из самых актуальных и проблемных. Я вам так скажу: у терроризма и экстремизма нет никакой религии и нации. Террористы убивают ни в чем неповинных людей, в этом отношении они категорически отступают от истинных канонов ислама. Экстремизм и терроризм никакого отношения не имеют к исламу. Те люди, которые совершают террористические акты и якобы ведут священную войну, убивая людей со словами «Аллах Акбар», это люди несведущие, и они глубоко ошибаются в своем выборе. Ведь всем известно, что Пророк Мухаммед (Саллалаху алейхи уа саллам) всегда уважал людей вне зависимости от их вероисповедания и нации. Отлично это демонстрируют произнесенные им слова: «Люди перед Богом – это как единое здание. Тот, кто попытается разрушить его, будет проклят». Есть аят на эту тему и в Коране: «Мы почтили сыновей Адама». Это означает, что человек, вне зависимости от веры, нации и цвета кожи, имеет право на жизнь, безопасность, мир и согласие. Ислам – это религия, которая несет в себе лишь добро и согласие. В исламе отражен факт, когда Пророк Мухаммед, (Саллалаху алейхи уа саллам) отправляя воинов в поход, не раз напоминал им о том, что они должны вести боевые действия лишь с врагами. При этом Аллах дает определение слову «враг» – это человек, который нападает на тебя с оружием. Получается, что в целях защиты ты имеешь право защищать свою жизнь, используя оружие. При этом Пророк Мухаммед (Саллалаху алейхи уа саллам) не раз упоминал о том, что в боевых действиях не должны страдать женщины, дети, пожилые люди, нельзя губить ни деревья, ни дома. Вы знаете, что Аллах разрешил взять оружие в руки мусульманам в боях лишь спустя 13 лет после появления ислама? Все 13 лет мусульмане страдали, им причиняли зло, их вытесняли из страны, где зародился ислам. И, в конце концов, их изгнали из Мекки, объявили запрет на ведение торговли, не говоря уже о том, что им нечего было есть, кроме зеленой травы. И только спустя 13 лет в целях обороны мусульмане взяли в руки оружие и вернули себе уважение и положение в обществе.
— Все больше вовлеченных в экстремистские секты составляют молодые люди. Как Вы думаете, с чем это связано?
— Во-первых, эта ситуация связана, прежде всего, с религиозной неграмотностью людей. Сейчас в нашей стране наблюдается прилив нетрадиционных течений ислама. Их существование может отрицательно повлиять на население нашей страны. Некоторые молодые люди из-за своей недостаточной осведомленности, не думая о последствиях, вступают в ряды экстремистских организаций. В решении этой проблемы, я считаю, большая роль государства. Очень многое в этих вопросах зависит и от имамов, которые могут своевременно предоставить информацию молодежи о традиционной религии и тем самым уберечь нашу молодежь от влияния экстремистских течений. Я считаю, что необходимо как можно чаще проводить совместные встречи с представителями образования и духовенства с молодежью. В свою очередь хотелось бы отметить, что мы, имамы, как представители ДУМК, официально представляем духовные интересы мусульман Казахстана и готовы вести разъяснительную работу среди населения о традиционном исламе.

Айнур АБДЕШОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна