Рационально использовать каждый гектар
Глава государства определил пять ключевых институциональных реформ по укреплению казахстанской государственности. С целью обеспечения индустриализации и экономического роста в сфере земельных отношений предлагалось принятие мер по обеспечению эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения путем внедрения механизмов по передаче их в частную собственность посредством продажи через аукционы.
На сегодняшний день 98,6 млн. га (98,8%) земель сельхозназначения находятся в долгосрочной аренде, и только 1,2 процента земель – в частной собственности. Государственные земли запаса остаются не вовлеченными в рыночный оборот.
Необходимость реализации данных шагов обуславливалась рядом различных факторов. Одним из главных факторов принятия данных реформ являются результаты проведенной Министерством национальной экономики в 2012-2014 годы масштабной инвентаризации земель сельхозназначения, то есть сельскохозяйственных угодий на площади 917 млн. га.
В процессе данной инвентаризации выявлено большое количество неиспользуемых земельных участков (19,2 тыс. земельных участков на площади 7,4 млн. га).
Также установлено определенное снижение уровня плодородия почв. Согласно произведенным расчетам, сохранение данной тенденции несет реальный риск потери значительной части наших пахотных земель уже через 50-60 лет.
Данные обстоятельства требуют соответствующего реагирования и принятия системных мер. Причинами проявления данных негативных факторов, прежде всего, являются несоблюдение СХТП установленных законодательством требований по рациональному использованию земель сельхозназначения, не все нынешние арендаторы используют землю добросовестно, не внедряются современные технологии по возделыванию земель.
В большей степени не используются либо используются с нарушением законодательства именно земли, находящиеся в землепользовании (в аренде), поскольку главной целью землепользователей, как правило, является эксплуатация полезных свойств земли как природного ресурса, в основном без вложения каких-либо средств на восстановление ее полезных свойств, по принципу получения «сиюминутной» прибыли в течение срока аренды.
Из 7,4 млн. га неиспользуемых земель на сегодня возвращены государству 3 млн. га, 1,1 млн. га – это проблемные земли, заложенные в банке, их физически невозможно изъять, они выводятся из сельскохозяйственного оборота.
Такие землепользователи в последующем отказываются от указанных земельных участков, совершив действия, определенно свидетельствующие об их незаинтересованности сохранить право на землю. Таким образом, земельные участки «простаивают» и на неопределенное время выводятся из хозяйственного и экономического оборота.
Поэтому с целью рационального и эффективного использования земель сельхозназначения принят ряд мер, направленных на введение земли в рыночный оборот.
Кроме того, для стимулирования активного сельскохозяйственного оборота земель и повышения экономической отдачи от земельного фонда Законом РК от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» внесены следующие изменения в Земельный кодекс.
Во-первых, земельные участки сельхозназначения, находящиеся в государственной собственности, будут предоставляться физическим и юридическим лицам Казахстана на праве частной собственности посредством продажи через аукционы в следующей последовательности:
в первую очередь – через аукцион, предусматривающий повышение кадастровой стоимости до установленного минимального порога (50 процентов от кадастровой стоимости).
Во-вторых, предоставление льготных условий по выкупу земельных участков, находящихся в аренде.
Данная норма учитывает интересы нынешних землепользователей и предоставляет им право выкупа в частную собственность ранее предоставленных земельных участков сельхозназначения до окончания срока аренды по льготной цене, определяемой в размере 50 процентов от его кадастровой цены с рассрочкой до 10 лет.
Также предусматривается норма, защищающая права обладателей земельных долей, передавших данные доли в уставной капитал хозяйственных товариществ в качестве вклада или в производственные кооперативы в качестве взноса.
В-третьих, снятие ограничений по использованию земель сельхозназначения, находящихся в аренде.
Предложенная норма позволит землепользователям совершать правовые сделки с правом аренды, в частности, закладывать в банк, отчуждать в течение всего срока аренды. Это позволит повысить ценность права землепользования и в целом послужит действенной мерой господдержки для сельхозтоваропроизводителей.
И четвертое. Упрощение процедуры смены целевого назначения земельного участка.
Вышеуказанным законом в Земельный кодекс внесена норма, предусматривающая исключение процедуры изменения целевого назначения сельхозземель при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования на данных участках.
В целях создания благоприятных условий аграриям через снятие административных барьеров и сокращение издержек исключается процедура изменения целевого назначения земельного участка при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования.
Все эти меры позволят создать необходимые условия для введения в полноценный рыночный оборот земель сельхозназначения, повысить ответственность и мотивацию землепользователей по рациональному использованию земельных ресурсов.
Гульжахан БИМЕНДИНА,
заместитель директора департамента развития
инфраструктуры экономики МНЭ РК