ПРОЦЕСС ГОСЗАКУПОК «ПЕРЕЕЗЖАЕТ» В ИНТЕРНЕТ
С первого июля Казахстан окончательно переходит на систему обязательных электронных государственных закупок, избавляясь от бумажной волокиты и бюрократических препон. Стоит отметить, что на июнь текущего года благодаря электронной системе государственных закупок Правительство сэкономило около 6 миллиардов тенге бюджетных средств. Кроме того, посредством нововведения планируется исключить коррупционные действия и упростить отношения между заказчиком и поставщиком.
Небольшое отступление
Напомним, что Министерство финансов инициировало перевод госзакупок в электронный формат 1 января 2010 года. Госзакупки способом запроса ценовых предложений постепенно перешли в Интернет. Это коснулось всех госучреждений страны. По планам Минфина, такие меры приняты, чтобы сэкономить бюджетные деньги, а также повысить прозрачность процесса, обеспечив проведение честных конкурсов. В прошлом у заказчиков были проблемы с основным поставщиком — официальным веб-порталом www.goszakup.gov.kz, перешедшим на новую платформу «Oracle»: она работала со сбоями. В настоящее время все наладилось. Сейчас система предоставляет единую точку доступа к электронным услугам в сфере государственных закупок и позволяет осуществлять участие в государственных закупках в качестве заказчика, организатора и поставщика с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Обеспечена автоматизация процедур государственных закупок способом запроса ценовых предложений и конкурсов, а также аукционов в пилотном режиме. Кстати, в рамках Таможенного союза также планируется, что все государственные закупки стран, входящих в Единое экономическое пространство, будут проходить в электронном формате со второго полугодия 2012 года. На данный момент в Правительстве идет разработка этой международной структуры виртуального взаимодействия.
Что говорят
Некоторые атырауские специалисты считают, что госучреждения еще не готовы к такому шагу. С этим вопросом мы обратились в управление агентства по делам госслужбы Атырауской области.
— Собственно, ранее большинство людей у нас не умели пользоваться электронными госзакупками, поскольку толком не представляли себе, что это такое, были нестыковки, — комментирует начальник управления агентства по делам государственной службы Атырауской области Мухит Избанов. — Для того чтобы разъяснить схему, были организованы специальные семинары, курсы. Они прошли не только в городе, но и во всех районах. Так что с этим проблем нет. Госслужащие знают, что делать.
По своим объемам госзакупки можно разделить на два вида — крупные и небольшие. То есть, если говорить о небольших госзакупах, то сюда относятся школы, детские сады. Практически, они этим занимаются сами, местные завхозы прошли обучение. А крупные проходят под учетом управления экономики и бюджетного планирования. Там финансовые суммы солиднее.
Есть и другие мнения. Скептики полагают, что, экономя таким образом на затратах, заказчик в итоге получает некачественный товар или услуги.
— В свое время я занимался госзакупками. У нас почему-то привыкли считать только прямую выгоду — сколько сэкономили на закупе. А о том, сколько теряется на качестве — не говорится, — высказал свое мнение житель Атырау Айбек Саматов. — Дело в том, что заказчик по средствам получения предложения с наименьшей ценой обязан заключить договор с тем, кто дал эту наименьшую цену. А последний, зачастую, «второй день на рынке», не имеет ни опыта, ни материально-технической базы. Или его товар не соответствует требованиям, стандартам. Конечно, есть основной поставщик товаров и услуг — веб-портал госзакупок. Но есть еще и целая армия таких поставщиков помимо него. И еще — существует у нас контингент заказчиков, которые предпочитают производить закуп в ближнем зарубежье, ссылаясь на качество при более низких ценах.
Все по закону
Отношения между заказчиком и поставщиком товаров или услуг регулируются Законом «О госзакупках». Там четко сказано, что «поставщик должен обладать материалами и финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения обязательств по договору о государственных закупках. А также обладать трудовыми ресурсами — иметь в наличии специалистов с достаточным уровнем профессиональной квалификации и опыта для исполнения обязательств по договору о государственных закупках. В случае недобросовестного исполнения, заказчик обязан не позднее десяти рабочих дней (со дня, когда ему стало известно о факте нарушения) направить в уполномоченный орган сведения для последующего представления в суд». Кроме того, заказчик при обнаружении нарушений законодательства Республики Казахстан о государственных закупках на стадии проведения процедур государственных закупок либо после подведения итогов вправе принять решение о пересмотре и отмене государственных закупок. Это одно из положений в Законе, волнующее многих заказчиков. В конечном итоге, от их расторопности зависит — смогут ли они доказать вину исполнителя и добиться справедливости.
Евгений САМАРИН