Общество

ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ — В ИНТЕРЕСАХ КАЖДОГО

Прозвучавшее в Послании Президента «Построим будущее вместе!» поручение разработать и принять принципиально новую программу  модернизации ЖКХ сегодня обрело реальные черты.  Однако еще не все население осознало, какое благо и реальные возможности для обновления собственного жилья дает эта программа. Об этом Президент страны говорил на встрече с общественностью Акмолинской области, где подчеркнул, что у населения по этому вопросу неправильная позиция, потому что хотят, чтобы им все сделали бесплатно.

«Реализация программы модернизации ЖКХ позволит создать до 10 тысяч новых рабочих мест ежегодно. В целом в ее реализации примут участие 1,5 миллиона человек — жители многоквартирых жилых домов»

Из Послания Президента Нурсултана Назарбаева

народу Казахстана «Построим будущее вместе!»

 

«Каждому казахстанцу надо начать с себя: со своего дома, города и аула, задуматься о своем здоровье и образе жизни. Без этого никакое новое качество жизни не придет. Каждый аул и город должен стать образцом чистоты, благоустроенности, порядка. А каждый казахстанец — трудолюбивым и бережливым хозяином, чтобы беречь и приумножать то, что у него есть».

Н. Назарбаев: «Социальная

модернизация Казахстана: Двадцать шагов

к Обществу Всеобщего Труда»

 

Стать эффективным собственником

В условиях рыночной экономики бесплатно ремонтировать никто не будет. А после ремонта дома квадратный метр жилой площади вырастает в цене в три раза. По мнению Президента, население все еще не понимает преимущества и выгоды этого проекта и поэтому программа может преждевременно закрыться.

Как известно, на протяжении многих лет коммунальный сектор финансировался по остаточному принципу. В результате к 2008 году по стране 72 процента коммуникаций требовали ремонта или замены. В рамках «Дорожной карты» в 2009 и 2010 годах была проведена большая работа по ремонту объектов ЖКХ. И ее логическим продолжением стало внедрение государственной программы модернизации ЖКХ, стартовавшей в прошлом году.  В  программном документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президентом страны Н. Назарбаевым  отмечается необходимость в рамках модернизации ЖКХ  формирования единой общенациональной базы данных о состоянии сетей и объектов коммунального сектора, а также разработка планов по модернизации коммунальных сетей. В целом техническое состояние наших сетей и сооружений коммунальной инфраструктуры характеризуется тем, что большая их часть требует ремонта или замены. Долгое время жильцы, КСК, монополисты и власти не могли определить, кто же на самом деле должен платить за ремонт общедомового имущества и подводящей к домам инфраструктуры. А реформа как раз подразумевает передачу части технических функций по содержанию и эксплуатации домов от КСК к профессиональным сервисным компаниям, с постепенным  внедрением принципа управления многоквартирными домами: «один дом — один орган управления кондоминиумом — наемная профессиональная компания по управлению объектом». И очень большая роль в успешном претворении в жизнь программы принадлежит жильцам, владельцам квартир, которые, в первую очередь, должны быть заинтересованы в успешности этой программы.

В 2011 году пилотные проекты по термомодернизации жилых домов, при которых одновременно проводится ремонт кровли и обновление фасада здания, были реализованы во всех областных центрах Казахстана, в том числе и в Атырау, где были отобраны 17  многоэтажных домов, в которых сначала был произведен технический аудит, а их жильцы выразили свое согласие на термомодернизацию.

Ремонт обветшалых многоэтажек  производится по двум механизмам. По согласованию с общим собранием владельцев квартир, ТОО выбирает субподрядчиков для выполнения ремонтных работ и с их привлечением (либо своими силами) производит различные виды ремонта общего имущества. Что немаловажно, предусматривается адресная поддержка малообеспеченных граждан: им будет оказана жилищная помощь для оплаты расходов на ремонт и взносов на накопление средств.

В текущем году запланировано произвести ремонт в 27 многоэтажных домах. В связи с этим, подготовлена вся необходимая документация. Ремонт каждого многоэтажного дома обходится в пределах 25-34 млн тенге. Средства возвратные, поэтому очень важно каждому жителю понять это. Программа предусматривает жилищную помощь на оплату ремонта определенным слоям населения в соответствии с предоставляемыми документами, подтверждающими неплатежеспособность. По словам начальника городского отдела занятости и социальных программ Баян Сабиргалиевой, жилищная помощь оказывается в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан.

— Были установлены правила оказания жилищной помощи малообеспеченным семьям на содержание жилища и потребления коммунальных услуг. На основании этих документов в городе выплата жилищной помощи реализуется в установленном порядке. Если в 2011 году число получателей жилищной помощи составило 179 и было выплачено 2 млн тенге, то в этом году их число достигло 208 человек с выплатой на 2,8 млн тенге.

Для возврата средств, затраченных государством на капитальный ремонт жилья по программе модернизации жилищного коммунального хозяйства, также предусмотрена выплата жилищного пособия малообеспеченным семьям.

Помощь оказывается тем, чьи расходы на коммунальные услуги превышают долю предельно допустимых расходов (6% от среднемесячного дохода) семьи на эти цели, при условии, что на имя собственника зарегистрирована только одна квартира с проживанием в ней. Выплачивается она ежеквартально.

По программе с 2011 года по I механизму ремонт пяти домов был профинансирован через Атыраускую социально-предпринимательскую корпорацию, а ремонт 12 домов — по второму механизму финансировался через ТОО «Оказание коммунальных услуг жилым домам города». В связи с этим, с целью возврата выделенных средств на ремонт, собственниками квартир составлен список учета ежемесячной, годовой оплаты  и за десять лет, в соответствии с квадратурой квартиры.

На сегодняшний день специалисты отдела, жилищная инспекция совместно с собственниками квартир дают полные сведения о жилищной помощи жителям домов, в которых был проведен капитальный ремонт.

Установлено, что из четырехсот человек, заключивших договора, сто имеют право на жилищную помощь. Однако только 30 из них предоставили необходимые документы в ЦОН, по 9 документам назначена жилищная помощь и им начислено в общей сложности 45866 тенге. И на сегодня жители дома №40 в 3 мкр. и дома №11 во 2 мкр. Авангарда и дома №50 по проспекту Сатпаева производят ежемесячную оплату на расходы капитального ремонта.

Однако, многие жители, выражая недовольство качеством  выполненных работ, игнорируют условия договоров. В то время как уже в ходе ремонтных работ, обнаружив недобросовестность ремонтников, могли бы, как говорится, «бить во все колокола», а не дожидаться окончания, чтобы потом заявить о своем несогласии с оплатой. Это тоже показатель «эффективного собственика». И еще одной проблемой для возврата средств является то, что практически в прямом смысле невозможно достучаться до владельцев квартир. Либо дверь на замке, либо квартира съемная и проживающие в ней люди ничего не желают знать о возврате средств, кивая на хозяина квартиры. Все эти и подобные им проблемы должны в обязательном порядке решаться, и в этом деле важна гражданская позиция и сознательность граждан, которым не должно быть безразлично состояние дома, в котором они живут.

Полюби свой дом

Несмотря на частые сетования по поводу работы кооперативов собственников квартир, структурами, обслуживающими наши с вами многоэтажные дома, по-прежнему остаются они. И  даже несмотря на то, что отдельные жильцы домов, имеющих КСК, демонстративно не платят, они продолжают свою деятельность. Даже притом, что есть долги жильцов, КСК настойчиво старается навести порядок в своих жилых домах. Если красят стены в подъезде, то как тут обойти стену у двери неплательщика. Все равно покрасят. Если убираются в подъезде, то не оставят не подметенным пол перед дверью того же нарушителя. Вот на это-то злостные неплательщики как раз и рассчитывают. В итоге КСК недобирают ту сумму денег, на которую можно было бы отлично отремонтировать подъезд, крышу, подвал и т.п. А люди во всем винят КСК, хотя очевидно, что если хочешь жить в чистом ухоженном доме, в котором находится твоя приватизированная квартира, то, соответственно, придется и на это потратиться.

И в то же время немало жителей домов, не имеющих КСК, интересует вопрос ремонта. Одна из наших читательниц сказала, что давно мечтает о том, чтобы в их доме был произведен ремонт. В ходе разговора выяснилось, что КСК у дома нет и, по сути, содержанием никто не занимается. В итоге жители сами, по мере возможности делают текущий ремонт подъездов, а вот капитальный ремонт дома своими силами они не осилят. Это понятно, ведь управление многоквартирными домами — это очень сложный вид деятельности по его содержанию, а не только организация текущего или капитального ремонта.

Часто прохожу мимо семейного общежития по улице Молдагалиева. Сразу можно определить, что никакого КСК здесь и в помине нет. Соответственно, нет регулярной уборки придомовой территории, игровой площадки для детей, коих здесь превеликое множество. Вокруг дома уже выросла трава в человеческий рост. Вроде бы обычные семьи здесь живут, со своими радостями и проблемами, с детьми, играть которым приходится в грязи. Однажды, года два назад, я была свидетелем того, как два мальчугана, 7-10 лет, сами старались, как могли, навести порядок в одном из подъездов этого общежития. Можно представить, насколько самым маленьким надоела вся эта грязь, раз они сами взялись за наведение чистоты. Не понять логику родителей, которые спокойно могут на все это взирать. Наверняка ждут, когда придут люди с метлами и лопатами и наведут порядок. А разве вместо вечернего пустого времяпрепровождения, а если точнее, сидения под стенами общежития, нельзя хотя бы мужчинам, вооружившись лопатами, вилами, взяться сообща и навести порядок. Ведь это им по силам. Эта картина, как хороший показательный урок отношения к дому, к родной земле не пройдет мимо детворы, и уверена, что и они попытаются помочь взрослым. А ведь лучше всяких нравоучений — это личный пример.

Все же среди большинства граждан немало  и активистов, добровольных помощников КСК. Именно они, первыми поняв все плюсы программы модернизации ЖКХ, выразили свое согласие, заключив соответствующие договора и теперь уже живут в обновленных домах. Что касается качества ремонтных работ, то и тут многое зависит от жителей, от их неравнодушия к собственному дому.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button