Пять институциональных реформ, озвученных Главой государства Нурсултаном Назарбаевым на XVI съезде партии «Нұр Отан», фактически являются нестандартным и сильным ответом на глобальные вызовы современности, четко определяющие наши действия по построению эффективного и успешного государства. Одна из наших главных задач – формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг. Что это предполагает?
Прежде всего, усиление кадрового потенциала госслужбы, формирование профессионального корпуса административных госслужащих.
Необходимо отметить, что в настоящее время к государственному служащему предъявляются особые требования, он должен быть примером во всем. И это не какая-то высокая патетика, так как каждый госслужащий, во-первых, должен четко осознавать и понимать, что закон превыше всего, во-вторых, всегда работать над повышением своего интеллектуального багажа, в-третьих, в профессиональной деятельности он должен руководствоваться интересами народа, в-четвертых, всегда помнить о своем долге перед народом.
Формирование имиджа государственного служащего предусматривает идеологические, политические и культурные аспекты. Это сложный и длительный процесс. Государственному служащему мало быть профессионалом, необходимо, чтобы он обладал еще и привлекательным, нравственно приемлемым для большинства социальных групп имиджем.
В этой связи продолжается мониторинг аккаунтов госслужащих Атырауской области в социальных сетях. К примеру, некоторые чиновники размещают фотографии, где сидят с бокалом вина в ресторане или курят кальян. Признаемся, это противоречит нормам этики госслужащего и вызывает негативную реакцию со стороны населения. Хотелось бы отметить, что при поступлении на работу госслужащие принимают на себя определенные ограничения, которые, конечно, не запрещают бокал вина в кафе или ресторане, вне работы, но все же неправильно выставлять такие «картинки» на всеобщее обозрение. Это противоречит нормам этики, поведения госслужащих. Ведь имидж государственных служащих, прежде всего, характеристика должностных лиц, работающих в органах власти, образ которых складывается под воздействием прямых и косвенных формирующих факторов.
Департаментом совместно с членами специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан – представителями общественных организаций ведется мониторинг соблюдения прав государственных служащих в части привлечения их к сверхурочной работе, в том числе к работе в выходные и праздничные дни. В ходе проверок были установлены факты задержек на работе служащих управления ЖКХ, молодежной политики, а также в ряде государственных органах акимата Атырауской области. В целом, мониторинг проводился в ряде госорганов области в целях профилактики, т.е. чтобы исключить факты нахождения государственных служащих на рабочем месте в нерабочее время. Переработки есть на госслужбе, но нельзя говорить о том, что это явление носит массовый характер. Если смотреть официальные данные, которые получены посредством изучения системы контроля доступа служащих в административных зданиях госорганов, то переработки в среднем составляют 1 час 19 минут. Зачастую сотрудники задерживаются в случае наличия определенных срочных поручений, поэтому говорить о том, что это повсеместно, будет не совсем верным.
Малик КАРИЕВ,
заместитель руководителя департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Атырауской области – заведующий секретариатом Совета по этике