ПРИВАТИЗАЦИЯ КВАРТИРЫ ПО ПРАВИЛАМ
«Уважаемая редакция! В 1999 году моему мужу, работнику госпредприятия, дали трехкомнатную служебную квартиру. Наша семья состоит из четырех человек. Но мужу не пришлось пожить в новой квартире — спустя короткое время он умер от инсульта. Прошло несколько лет, мы с детьми решили приватизировать жилье. В госоргане у нас теперь требуют то заверенное нотариусом подтверждение со стороны соседей, что мы там жили, то еще какие-то документы. Какой на самом деле порядок приватизации служебного жилья?»
Вопрос по телефону
Юрист адвокатской конторы «Слово защиты» Аслан Жолболов поясняет, что по Закону РК «О жилищных отношениях» — работники государственных учреждений могут приватизировать занимаемые ими служебные жилища по остаточной стоимости, если они проработали на государственной службе, в бюджетных организациях или государственных предприятиях (включая срок пребывания на государственной выборной должности) не менее десяти лет. Кроме того, приватизация разрешается независимо от срока работы, если трудовые отношения прекращены по следующим основаниям: 1) ликвидация организации, сокращение численности или штата работников; 2) в связи с болезнью, препятствующей дальнейшей работе; 3) в связи с выходом на пенсию. В случае смерти работника, которому было предоставлено служебное жилище, право приватизации переходит к членам семьи умершего (погибшего) независимо от срока работы умершего (погибшего).
То есть, если ваш супруг был сотрудником государственного учреждения и получил при жизни служебную квартиру, то вы с детьми имеете полное право приватизировать эту квартиру.
Порядок приватизации квартиры оговорен в Правилах приватизации жилищ из государственного жилищного фонда. Для приобретения в собственность жилища в порядке приватизации заявитель представляет на рассмотрение жилищной комиссии следующие документы:
1) заявление на приватизацию занимаемого жилища, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;
2) копии удостоверений личности либо паспортов заявителя и членов его семьи;
3) копии свидетельства о заключении (расторжении) брака, смерти членов семьи, рождении детей (по мере необходимости);
4) копии договора найма (аренды) либо ордера на жилище;
5) справки территориального органа юстиции (о наличии или отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи жилища, принадлежащего им на праве собственности по Республике Казахстан);
6) справку адресного бюро или акима сельского округа, подтверждающую проживание в соответствующем населенном пункте;
7) в случаях признания других лиц членами семьи заявителя, последним представляется решение суда о признании их членами семьи заявителя;
8) граждане, относящиеся к социально уязвимым слоям населения, дополнительно представляют документ, подтверждающий принадлежность заявителя (семьи) к социально уязвимым слоям населения;
9) граждане, относящиеся к категории государственных служащих, работников бюджетных организаций, военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов и лиц, занимающих государственные выборные должности, дополнительно представляют справку с места работы (службы) либо копию документа, подтверждающего трудовую деятельность работника;
10) документ, подтверждающий отсутствие задолженности по договору найма жилища;
11) в случае приватизации в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил — документ, подтверждающий принадлежность к категории граждан, имеющих право на безвозмездное получение в собственность жилища из государственного жилищного фонда.
Необходимо отметить, что при подаче заявления на приватизацию запрещается истребование дополнительных документов, не предусмотренных настоящими Правилами. Данные документы необходимо сдать в жилищную комиссию. Последняя в течение тридцати календарных дней со дня сдачи заявителем указанных выше документов принимает решение о приватизации жилища либо выносит мотивированный отказ в письменном виде, который в случае несогласия вы имеете полное право обжаловать в суде.
Светлана НОВАК