Принципы взаимодействия
Булат ИСЕЕВ, кандидат юридических наук, доцент
Наше государство вступает в новую историческую эпоху, когда на наших глазах произойдет трансформация власти. Глава государства объявил о перераспределении полномочий Парламенту, полномочия которого буду существенно расширены.
Данный процесс начался не вчера. Вспомните конституционную реформу 2007 года, когда Парламенту были переданы значительные политические полномочия, усовершенствован принцип формирования самого законодательного органа.
Напомним, 15 декабря 2016 года на торжественном собрании ко Дню Независимости РК Глава государства заявил, что в Казахстане настало время рассмотреть вопрос перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом.
В основе его новой политической инициативы — усиление ответственности Парламента и Правительства за состояние дел в стране. При этом в государстве будет сохранена президентская форма правления.
Как ученый считаю, что обращение Нурсултана Назарбаева было своевременным откликом на новые настроения в обществе.
Надо отметить, что для Елбасы присуще чувствовать настроение и социальные ожидания общества и снятие Главой государства с себя ряда полномочий и внесение изменений в Конституцию страны — это реакция на огромный спрос на политические и экономические реформы в обществе.
Обращение Президента по поводу перераспределения полномочий между ветвями власти указывает на то, что Казахстан постепенно отходит от старой модели системы властных отношений и начинает адаптироваться к новым условиям.
На мой взгляд, предстоящие политические реформы надо считать реальными, поскольку они затрагивают основные принципы взаимодействия между ветвями власти. К примеру, что теперь Правительство будет слагать полномочия перед вновь избранным Мажилисом, а не Президентом. Или отмена нормы о возможности принятия президентских указов, имеющих силу закона.
При этом надо отметить, что Казахстан остается президентской республикой, где Президент продолжает выступать в роли верховного арбитра между ветвями власти. Но было четко сказано, что Президент теперь сконцентрируется на стратегических вопросах, на вопросах внешней политики и национальной безопасности.
Суть перераспределения властных полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом состоит в демократизации политической системы в целом, считает Президент Нурсултан Назарбаев.
Работа по перераспределению власти в Казахстане будет проводиться в два этапа, заявил Глава государства, и главное, подчеркнул он, что «более сложная задача — сбалансировать отношения между ветвями власти на конституционном уровне». Он убежден: для того чтобы Парламент страны стал ближе к чаяниям народа, он должен избираться не только по пропорциональной, но и по мажоритарной системе.
Правительство Казахстана наделено правом образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в его состав.
В связи с перераспределением полномочий в Конституцию РК предложили внести около 40 корректировок. Возможные поправки коснутся, в том числе, статуса и полномочий Верховного суда и прокуратуры.