ПРАЗДНИК ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ

Праздник вдали от Родины Общество

Праздник обновления Наурыз встречают все восточные народы. Каким образом, какие национальные блюда готовятся, есть ли легенды, связанные с ними? Ответы на эти вопросы мы попытались найти у женщин-оралманок, проживающих ныне в селе Таскала-2.

Айым Белятова, пенсионерка, приехала по квоте в Атырау в 2008 году. Родилась в 1958 году, долгое время жила в поселке Кызылкала Берунинского района Каракалпакии, входящей в состав Узбекистана, где в основном компактно проживали казахи.

Как отметила Айым апа, в отличие от РК, в Узбекистане официальное празднование Наурыз мейрамы не прекращалось. Вот что она рассказала:

— Мои родители, как они рассказывали, были из зажиточной семьи, проживали в г. Казалы Кызылординской области. Когда их репрессировали, моему отцу было всего 9 лет. Наш дед был состоятельным, у него была мельница, его забрали сотрудники НКВД. Он наказал нашему отцу бежать, но девятилетнему мальчику было тяжело нести с собой кувшин с золотом, и он решил закопать его где-то в степи, чтобы потом как-нибудь откопать. Когда мы переехали в Казахстан, наш отец искал свое золото, но так и не нашел. Он ушел из жизни в 90-летнем возрасте. Подобных историй в семьях оралманов было много. Но это я так сказала, к слову. Мы живем своим трудом, у меня 4 детей, 12 внуков. Отстроились по приезде в Атырау, живем неплохо.

Я хотела рассказать, как праздновали Наурыз казахи, проживавшие в Каракалпакии, поскольку мы жили отдельным аулом. В нашем селе было много казахских семей, дети учились в казахской школе, мы сохранили свои традиции и обряды. Для нас камзол — это повседневная одежда. Женщина-хранительница очага обязательно носит белый платок и камзол, невестки также носят платки. К празднованию Наурыза готовились заранее, и хочу отметить, что там этот праздник отмечали всегда, и в годы Советской власти тоже. Это было время, когда в семьях обновляли гардероб. Поскольку необходимо надевать все чистое. А если что-то новое, то еще лучше, у портних всегда было много работы, они всегда шили одежду с национальными узорами. Дастархан накрывался очень щедрый, ставились самовары, варилось мясо в казанах. Повзрослев, когда у меня была уже своя семья, я узнала, что на аульном совете избирался аксакал, который был ответственным за финансы, каждая семья делала свой взнос. Это всегда был очень яркий и веселый праздник. Организовывались байга (конные скачки), казакша-курес и другие национальные игры. Я любила кататься на алтыбакане и всегда ждала, когда его установят. Для детей это был особенный праздник! Мы обязательно расчищали накануне арыки и сажали во дворе деревья, цветы.

Балымша Альжанкызы, пенсионерка. Приехала в 2005 году по квоте из города Ходжели Каракалпакии. В этом городе она тесно общалась с местным населением. Послушаем ее рассказ.

— Семья моего отца также была репрессирована, он с родными уехал в Узбекистан. Я родилась в городе Хива, вышла замуж за казаха. Нам наши родители всегда наказывали, чтобы девушка-казашка всегда выбирала в мужья казаха. Это не говорит о том, что мы пренебрегали кем-то, наши отцы таким образом пытались сохранить корни народа, чтобы не произошло ассимиляции. Большое значение придавалось сохранению традиций, обычаев и языка. Результат мы видим уже через много лет, поскольку наши дети владеют казахским языком, знают традиции. Это особенно важно сейчас в эпоху глобализации.

Если вернуться к празднику Наурыз, то отмечали мы его весело, все вместе: и узбеки, и каракалпаки, и казахи. Все накрывали щедрый дастархан, а готовились заранее. Чистили и жилище, и дворы, и арыки. Поскольку занимались в основном растениеводством. Из национальных каракалпакских блюд хотела бы отметить тот же бешбармак, только вместо лепешек они кладут в кипящий бульон, можно сказать, чтобы было понятно читателям, клецки или пампушки, только из кукурузной муки. Процесс перемалывания кукурузных зерен – это был целый ритуал, на который уходило несколько дней, ведь муки надо было много. Женщины-каракалпачки в каждой семье все делали вручную. Эти кукурузные клецки впитывали весь жир из бульона, который становился в итоге прозрачным. Это очень витаминное и полезное для здоровья весеннее блюдо. А мы, казахи, готовили свое национальное блюдо — бешбармак. Все мы жили ожиданием праздника и старались ни с кем не ругаться, не ссориться, не портить никому настроения.

Еще мы, казахи, научились печь в тандыре лепешки, тесто для которого всегда ставили на опаре, без дрожжей. Я и сейчас у себя дома в Таскале-2 поставила тандыр и пеку лепешки. Еще одно национальное блюдо — это патыр-нан. Тот же тандыр-нан, только лепешки очень тонкие, они посыпаются маком, на них наносится узор. Приготовленные в тандыре лепешки имеют свой неповторимый вкус.

К выбору номеров к концертной программе, очередности выступлений также относились тщательно. Вначале выступали узбеки со своей программой, потом каракалпаки, а затем уже мы, казахи. Мы все имеем общие корни, но язык и традиции у нас разные. Жили мы дружно, нас никто не притеснял, и осталось много воспоминаний. Ведь все-таки большой отрезок нашей жизни остался там.

Шахарман Абилкасымова, родилась в 1962 году в городе Хорезм Узбекистана. Училась в Ташкенте в государственном институте культуры. Там же вышла замуж за казаха. Ее отец создал казахское культурное общество. Благодаря его усилиям были открыты казахские школы и детсады в Узбекистане.

— Мой отец Абилкасым Ерсеитов был единственным сыном, выжившим в годы репрессий. Он родился на верблюде, когда наши предки, вынужденные покинуть Казахстан, отправлялись на чужбину. Но он не дал погибнуть всему роду, теперь нас свыше 100 человек. Все мы вернулись в Казахстан уже в первые годы независимости, даже не получив квоты. Благодаря трудолюбию и полученным знаниям все мы хорошо устроились.

Праздновали Наурыз мейрамы, проживая в Узбекистане, все вместе. Мой папа, не знаю, откуда, но всегда доставал к празднику для угощения и шубат, и кумыс, обязательно выделялись казы, карта, бешбармак. Если говорить об узбекских национальных блюдах, то одним из важных является сумалак, который готовится из замоченных зерен пшеницы, и варится он всю ночь накануне с 20 на 21 марта, чтобы поставить его на стол и угостить всех гостей. С виду он похож на кисель и вроде бы ничем не примечателен. Но является очень витаминизированным блюдом. Все-таки весной организм человека истощается, и это блюдо очень питательное. О нем есть красивая легенда. В бедном жилище жила женщина с детьми и она не знала чем накормить своих детей. Все скудные запасы еды за зиму съедались, в доме не было ни крошки. Дети просили у нее еду, она была в отчаянии и чтобы обмануть детей, она начала кипятить воду в казане, бросив туда камень. Обрадованные дети легли спать, потому что женщина сказала, что блюдо будет готово только утром. Собрав немного зерен пшеницы, она их также бросила в казан и всю ночь, помешивая воду, с отчаянием просила Всевышнего помочь ей накормить детей хоть чем-то. Устав под утро, она заснула, и сквозь дрему услышала радостные возгласы своих детей. Оказывается, под утро казан наполнился и переливался через край уваренной пшеницей, превратившейся в бордового цвета тягучий кисель. В этот день ее дети, наевшись этой витаминизированной еды, набрались сил. С тех пор в каждой узбекской семье ночью варят сумалак: каждая женщина должна помешать казан и попросить мысленно для своей семьи благополучия и достатка. Считается, что чем больше женщин выскажут свои пожелания, тем лучше. Теперь, конечно, вместо камня кладут в казан грецкие орехи со скорлупой, от чего блюдо становится еще полезнее. Конечно, ни один узбекский праздник не обходится без плова, готовят его и на Наурыз, в каждом регионе есть свои особенности его приготовления. А отличаются узбекские блюда от национальных казахских тем, что узбеки используют много зелени, даже в плов добавляют изюм, готовят манты из тыквы, картофеля. Далее обязательно самса, тандыр-нан и другие блюда. Но нам больше нравятся наши национальные блюда, которые также питательны и полезны.

Вот такими воспоминаниями поделились с нами наши гостьи. Волею судьбы им пришлось жить вдалеке от Родины. Как часто в суете будней мы забываем о простых вещах, дарованных нам Всевышним — счастье жить на своей родной земле! С праздником весны, соотечественники! И пусть в каждом доме всегда царят радость, веселье и достаток!

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна