ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА

120802 05 Общество

За минувшие более чем два десятка лет — когда страны бывшего СССР объявили о своей независимости, шкала ценностей в обществе сильно изменилась. Если раньше за идею готовы были отдать чуть ли не все на свете, то теперь почти смыслом жизни стали являться счета в нескольких банках, земельные участки, дорогие авто… Но не переменились люди. Мы по-прежнему находимся в добрососедстве с бывшими союзными республиками, мы радушны и гостеприимны. Мы толерантны и терпимы по отношению друг к другу.

Об этом и многом другом рассказал нам в интервью руководитель астраханского Научного центра этнополитических исследований Виктор Викторин, когда побывал  в Атырау в качестве лектора на зональном семинаре, посвященном государственной этнополитике и этноконфессиональным отношениям в Казахстане.

— Вы возглавляете в Астраханском филиале Академии госслужбы при Президенте России Научный центр этнополитических исследований. За время его работы приходилось ли сталкиваться с проблемами в развитии межэтнических отношений?

— Проблемы в такой тонкой и деликатной сфере есть всегда — но нужно и можно избегать конфликтных обострений. Мой предшествующий опыт работы в государственных органах, «горячих точках», в преподавании и науке убедил меня в этом. И сейчас силами Научного центра мы развиваем исследовательскую совместную работу с мэрией города Астрахани и районами и селами области — вместе изучаем их прошлое и настоящее, готовим ряд публикаций. Не забываем и другую важную просветительскую работу со студентами и молодежью разных национальностей, к примеру, вечер «Этномикс» («Представь на сцене культуру друга и соседа»), проходивший в Астрахани. Получилось и понравилось всем исключительно — теперь готовится продолжение.

— В чем заключается задача вашего Центра и где, в каких государствах есть похожий общественный институт?

— Когда-нибудь напишут, что близкие задачи порождали на рубеже тысячелетий схожие структуры. Но у нас дело было немного иначе. В 1998 году в филиале Академии госслужбы в Астрахани по желанию и инициативе самих студентов возник Клуб встреч этнокультур «Кунак», а через несколько лет и его научный сектор ЦЭПИНАК (Центр по изучению этносов Астраханского края). В Пятигорске, тоже филиале Академии госслужбы, открылся Центр с похожим названием. Вот и в Казахстане уже год как появился Центр по изучению сферы межэтнических и межконфессиональных отношений. Думается, пора заводить речь о Союзе Центров общей направленности.

— На прошедшем в Атырау семинаре Вы упомянули, что часто приходится выезжать в другие страны и делиться опытом межэтнических отношений. Скажите, пожалуйста, где Ваш опыт реально пригодился — его взяли на заметку?

— Являясь ученым полевого, экспедиционного профиля, не мыслю себя без поездок по сбору материала, дальних путешествий. Это особый, почти кочевой образ жизни и труда. И есть у нас принцип: помогай тем, кого изучаешь. А «астраханский» стиль взаимоотношений людей разного происхождения интересен очень многим. Так было в 1994 году, когда мы группой выступали миротворцами (от Министерства нацбезопасности РФ — тогда я в этом министерстве заведовал сектором, жил, учился и работал в столице) на Северном Кавказе — в городах Владикавказ и Назрань. Позже участвовал, с обретенными тогда друзьями, в деятельности Дома дружбы в Моздоке. Сейчас с руководством и краеведами Дербента в Дагестане готовимся к юбилею этого старейшего города России (5 тысяч лет!).

Сотрудничаем вот уже много десятилетий с ногайским этнокультурным движением по всему югу России и СНГ, в других странах. Добрые и долгие контакты сложились у нас с тюркскими казакaми — «нагайбаками» в Челябинской области, с жителями Кайбицкого района, самого западного в Татарстане (а там татары целых трех религий живут по соседству — и чуваши с ними рядом)…

— А какие бы Вы сегодня выделили главные ценности в обществе?

— Вопрос Ваш предельно труден, подразумевает, пожалуй, философскую глубину обсуждения. Но решать его приходится каждому. Ведь шкала ценностей в обществе и людском взаимодействии сильно изменилась за минувшие четверть века. Однако люди не переменились, и что-то основное так и осталось стабильным. Не на идее безоглядного обогащения слагались этносы, а на традициях радушия, добрососедства, гостеприимства, что очень важно для будущего поколения всех народов.

Общечеловеческое и этническое — как братья, но первый брат старше. Поэтому всегда буду (на «двух флангах») строго возражать и шовинистам всех мастей, и этнобезразличным людям (в т.ч. молодым родителям, «зашкаленным» лишь на англоязычии, сотовых и «Интернете» для своих чад).

— Вы рассказывали, что астраханцам не нравится слово «толерантность». А что оно действительно означает, на Ваш взгляд?

— Tolerantia — по-латински «терпение». Слово это пришло к нам, на просторы СНГ, так сказать, со стороны, и не все наши реалии отражает. Разве мы просто-напросто «терпим» друг друга — таких интересных, очень разных и чуть непохожих людей?

Я внимательно изучал знаменитую «Декларацию принципов толерантности», принятую ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года (ратифицирована Россией в 1998 году и Казахстаном в середине 2000 года). Соблюдать ее, конечно, надо. Но там скрыта небезопасная мысль: «Постоянно думай, не обидел ли кого, отвечай перед собою даже в мыслях, контролируй себя и окружение». Нужно ли нам, в Волго-Уральском дружном регионе, на многоликом Прикаспии так ходить «по струнке»?! Думаю, мы хорошо понимаем друг друга и без того — и славяне, и тюрки, да и вообще все. Потому-то астраханцы, не сговариваясь, и пишут в анкетах во время очередного соцопроса: «Не надо этой западной вещи — «толерантность», оставьте нам наши дружбу и единство».

Впрочем, там, где я побывал миротворцем, по факту болезненных событий, такая выраженная терпимость как строгая и общая, четкая ответственность, оказывается, нужна и полезна. И, увы, на долгий срок. Потому лучше не конфликтовать, а ссоры и споры быстро гасить.

Все решаемо при желании. Хоть и светский человек, но соглашусь с классической философией религии Ислама: главное в вероучении и сути жизни — это просвещенность. Глубина мышления и совести, хорошее и многостороннее знание друг о друге — они способны стать отличным залогом от любых досадных неприятностей.

Подготовила

Надежда ШИЛЬМАН,

фото Ануара

абилгазиева

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна