ПОМОЩЬ ПРИШЛА СВОЕВРЕМЕННО
В субботу в Атырауской области в 200 километрах от областного центра между разъездами Жантерек и Енбай по неустановленным пока причинам с рельсов сошло 13 вагонов пассажирского состава №42 сообщением «Алматы-Атырау». Семь из 13 вагонов перевернулись.
В воскресенье утром в пресс-клубе ТОО «Атырау-Акпарат» состоялся экстренный брифинг для журналистов. О том, как проходили спасательные работы, рассказали заместитель акима области Салимжан Накпаев, начальник департамента по ЧС Атырауской области Болатбек Омаров, главный инженер Атырауского магистрального линейного отдела железной дороги Жанибек Жунтурбаев, руководитель управления здравоохранения области Мендыхан Утепкалиев.
ЧП произошло в удаленном от населенных пунктов и дорог месте. Но как сообщили на брифинге, на оперативность, с которой сотни людей приступили к спасательной операции, это не повлияло. В небо были подняты два вертолета МЧС, отправившиеся к месту происшествия. Туда же направились силы и технические средства ДЧС Атырауской области, Западного регионального аэромобильного оперативно-спасательного отряда, Центра медицины катастроф. АО «Казахстан темир жолы» направило к месту крушения два восстановительных поезда, 25 единиц техники, в том числе 15 автобусов для эвакуации пассажиров без промедления выделили «ДоссорМунайГаз», «КайнарМунайГаз», «ЭмбаМунайЭнерго» и Макатское линейно-производственное управление. На месте происшествия были задействованы 45 медицинских работников и 6 бригад «скорой медицинской помощи». Возглавлял созданную специальную комиссию заместитель акима области Салимжан Накпаев.
В составе поезда всего было 19 вагонов, 16 из которых — пассажирские. В аварию попали 586 пассажиров и 26 проводников. Всего пострадали около 40 человек. Большинству людей медицинская помощь была оказана на месте. 12 человек на вертолетах и машинах «скорой помощи» были доставлены в областную больницу и больницу поселка Макат.
Людей автобусами эвакуировали до станции Макат, где была организована психологическая помощь — с пассажирами работали четыре психолога МЧС. Оперативно была организована работа телефона «горячей линии». Для охраны общественного порядка привлекли 160 сотрудников полиции.
Что же произошло? Какова причина аварии? Ответа на этот вопрос пока нет.
— Расследование причин аварии состава «Алматы-Атырау» ведется по трем направлениям. Созданная для расследования причин крушения пассажирского состава сообщением «Алматы-Атырау» комиссия приступила к работе. Будет детально обследовано железнодорожное полотно, состояние колесных пар и самих вагонов, изготовленных в КНР, — проинформировал на брифинге Ж. Жунтурбаев.
По словам атырауских журналистов, побывавших на месте ЧП, часть колесных пар вагонов отлетела на 40-50 метровот железнодорожного полотна. Сам состав оказался разделенным на две части, которые находились друг от друга примерно в ста метрах. Часть рельс полностью оторвана от шпал.
Многие пассажиры, даже спустя несколько часов после аварии, с трудом могли вспомнить произошедшее.
— Поезд два раза дернулся, после чего все и случилось. Мы не знали, что делать, все были в шоке, — сообщил работник вагона-ресторана Нургали Абдуллаев.
— Все произошло в мгновенье. Единственное, что помню, как людей вытаскивали из вагонов, — говорит один из пассажиров Назим Малахасанов.
Вагон резко дернулся — бах, и упал… А там уже шум начался, стали вытаскивать людей.
— Самое главное, что все остались живы. После случившегося почти сразу же прибыли вертолеты, «скорые» приехали. Машины частные, помогали все, кто может. Всем спасибо, — говорит еще один пассажир Мансур Мукашев.
— До прибытия помощи из областного центра проводники начали эвакуацию людей, активно помогали сами пассажиры. Почти сразу подъехали автомашины с нефтяниками, начали оказывать нам помощь, — сообщил начальник пассажирского поезда №42 Ильяс Утегенов.
— Говоря о происшествии, хотелось бы отметить оперативность экстренных служб. Быстро прибыли к месту аварии, обследовали все вагоны и пространство под ними, на случай, если там остались люди. Отдельное спасибо пассажирам. Не возникло никаких осложнений, никакой паники не было. Все быстро поняли происходящее и, собрав все вещи, ждали транспорт, — это уже на брифинге сказал заместитель акима области Салимжан Накпаев.
Как особо отмечали все, кто побывал на месте крушения, при аварии состава «Алматы-Атырау» отличились будущие пограничники, следовавшие на службу в Атыраускую область.
— В поезде в момент аварии находилось 52 призывника из Шымкента, которым предстоит служить в пограничных войсках на Каспийском море. Из ребят никто не пострадал. До прибытия к месту аварии спасателей и медиков солдаты и офицеры моментально подключились к эвакуации людей из перевернувшихся вагонов, оказывали первую помощь пострадавшим, — сообщил Салимжан Накпаев.
По словам С. Накпаева, не исключено, что если бы не слаженная и профессиональная помощь пограничников, число пострадавших могло бы быть больше.
— Двое из госпитализированных пострадавших при сходе с рельсов пассажирского поезда «Алматы-Атырау» поступили в тяжелом состоянии, — сообщил на брифинге руководитель управления здравоохранения Атырауской области Мендыхан Утепкалиев. По его словам, в областной больнице находятся 10 пострадавших. Двое из них в тяжелом состоянии. У жительницы Тараза, 1961 года рождения, перелом челюсти, резаные раны лица. У жительницы Астаны, 1944 года рождения, переломы ребер, на фоне стресса сильное давление. Еще 4 человека пока находятся в районной больнице поселка Макат.
В понедельник медики сообщили, что состояние женщин по-прежнему тяжелое, у остальных — ближе к удовлетворительному.
Могут ли пострадавшие в аварии состава «Алматы-Атырау» рассчитывать на материальную компенсацию?
— Этот вопрос сейчас рассматривается, — сообщил главный инженер Атырауского магистрального линейного отдела железной дороги Жанибек Жунтурбаев. По закону в стоимость билета включается страховка, дающая право на получение страховой суммы в зависимости от вреда, нанесенного здоровью пассажира.
Из-за схода с железнодорожных путей пассажирского поезда сообщением «Алматы-Атырау» задержка движения поездов составила до семи часов, сообщили в пресс-службе ДВД на транспорте.
— В связи с произошедшим задержка движения пассажирских поездов составила: по станции «Атырау» — сообщением «Атырау-Астана» — на 4 часа, по станции «Кульсары» — сообщением «Мангышлак-Астана» — на 5 часов, сообщением «Мангышлак-Алматы» — на 30 минут, по станции «Макат» — сообщением «Атырау-Актобе» — на 5 часов, по станции «Мукур» — сообщением «Астана-Атырау» — на 6 часов 30 минут, — уточнили в пресс-службе.
Восстановлено было движение в 6 часов утра 20 апреля. Поврежденное полотно длиной325 метровзаменили менее чем за 12 часов.
На месте происшествия работает следственно-оперативная группа ДВД на транспорте. По факту ЧП возбуждено уголовное дело по ст. 295, ч. 1 Уголовного кодекса РК. Проводится расследование. К расследованию причин ЧП приступила и специально созданная комиссия КТЖ.
И еще хочется подчеркнуть, что это очень серьезное ЧП, каких в нашей области еще не было, показало слаженность действий всех спасательных служб. Все они сработали очень оперативно и грамотно. Помощь пришла своевременно.
Виктор СУТЯГИН,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА
Рахима КОЙЛЫБАЕВА