ПОДНЯТЬСЯ ПО КАРЬЕРНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Об итогах первого этапа создания новой модели государственной службы — управленческого корпуса «А», об организации новых управлений и ведомств, и о судьбе тех, кто не прошел в элитный корпус «А», — наша беседа с руководителем департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы — председателем Дисциплинарного совета в Атырауской области Мухитом ИЗБАНОВЫМ.
— Мухит Каримович, в апреле 2013 года в Казахстане впервые было объявлено о проведении конкурса для отбора кандидатов в управленческий корпус «А». Ранее Президент Нурсултан Назарбаев Указом от 7 марта 2013 года поручил Агентству по делам госслужбы утвердить специальные требования к административным госслужащим корпуса «А». Требования были относительно образования, опыта работы, профессиональных знаний, а также компетенции в сфере законодательства, знания стратегических и программных документов. Ничего подобного в Казахстане еще не было — экзамен сдавали не школьники и студенты, а служащие. Насколько удачно наша область раскрыла кадровый потенциал?
— В Казахстане был утвержден новый реестр должностей, основанный на трех корпусах: это корпус политических государственных служащих, корпус «А» (управленческий), и «Б» (исполнительный) административной государственной службы. В Атырауской области к политическим государственным служащим отнесены должности акима области, его заместителей и должность акима областного центра, то есть 7 должностей. К управленческому корпусу «А» отнесены 14 должностей, это должности руководителя аппарата акима области, руководителя департамента Агентства по делам государственной службы — председателя Дисциплинарного совета, должности 7 акимов районов области и должности председателя и 4 членов Ревизионной комиссии области.
В конкурсе на занятие должностей корпуса «А» от Атырау-ской области участвовали 45 человек, из них пороговое значение преодолели 15. Тестирование на знание законодательства Республики Казахстан проходило в Агентстве по делам государственной службы.
— В основу комплектования руководящего состава государственной службы были положены принципы справедливости, профессионализма и меритократии, то есть отбирались самые талантливые и перспективные. Будет ли принцип меритократии способствовать решению такой задачи, как искоренение коррупции?
— Прошли подготовленные, грамотные, квалифицированные люди, чьи деловые качества — основной «козырь» при отборе кандидатов. Я думаю, что отбор в кадровый резерв корпуса «А» проводился открыто, об этом свидетельствуют даже отклики наших граждан в средствах массовой информации. Кроме того, кандидаты в кадровый резерв корпуса «А» проходили тестирование не только на знание законодательства, но и на тестирование по личностным и профессиональным компетенциям, логический тест и тест на знание государственного языка, а также собеседование в региональных комиссиях и в Аккорде — в национальной комиссии при Президенте Республики Казахстан. После такого отбора, я думаю, в кадровый резерв действительно прошли люди грамотные и профессионально подготовленные, готовые служить народу Казахстана. В конечном итоге все это позволит искоренить коррупцию на государственной службе нашего государства.
— Грамотный руководитель — уже залог успеха? Важно ли иметь только диплом престижного вуза, чтобы занять кресло руководителя?
— Конечно, полученное образование играет немаловажную роль в карьерном росте государственного служащего. Но и опыт работы тоже сказывается на его работе. Чтобы стать руководителем на государственной службе, необходимо соответствовать определенным квалификационным требованиям, в том числе по опыту работы в соответствующих отраслях, знанию законодательства Республики Казахстан. Поэтому, считаю, что иметь диплом престижного вуза недостаточно для занятия кресла руководителя на государственной службе.
— В ряде государственных органов прошла ротация кадров. Все ли государственные служащие, назначенные из кадрового резерва корпуса «А» государственной административной службы, получили назначения?
— Список граждан, зачисленных в кадровый резерв корпуса «А», опубликован на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы. По выбору лица, имеющего право назначения на данную должность, назначение может осуществляться четырьмя способами. Первый вариант — «прямое назначение»: можно сразу назначить известного ему резервиста корпуса «А» на должность. Второй вариант — «конкурс документов»: конкурс документов нескольких резервистов.
Третий способ — «Собеседование», то есть собеседование с несколькими кандидатами-резервистами.
Четвертый способ — «Общий отбор»: через агентство или самостоятельно объявить общий отбор среди резервистов корпуса «А».
На сегодня из кадрового резерва назначены акимы Индерского, Макатского и Исатайского районов.
— Что ожидает тех, кто не смог пройти в элитный корпус «А»? Для них путь к государственной службе будет закрыт?
— Конечно, нет. Государственные служащие, в том числе не прошедшие тестирование, вправе продолжить работу на своих должностях, но до наступления следующих моментов. Если на их места никто не будет назначен, то они будут работать до 26 сентября нынешнего года, то есть до конца срока контракта. Если до 26 сентября будет назначение кого-то из кадрового резерва корпуса «А», то они обязаны освободить занимаемую должность.
До наступления этих событий государственные служащие, в том числе не прошедшие тестирование, имеют право в соответствии с положением о порядке прохождения государственной службы в порядке перевода занять должности корпуса «Б» как внутри данного государственного органа, так и в других государственных органах.
Кроме того, государственные служащие, не получившие положительные результаты тестирования в рамках первого отбора в кадровый резерв корпуса «А», могут на общих основаниях участвовать в следующем отборе при его объявлении Национальной комиссией.
— Каковы в настоящее время качественные и количественные характеристики государственной службы Атырауской области?
— Количество государственных органов — 301, в том числе финансируемых из республиканского бюджета — 92, местного бюджета — 209 единиц. Штатная численность государственных служащих Атырауской области — 3436 человек, в том числе финансируемых из республиканского бюджета — 1984, местного бюджета — 1452.
Количество казахов на государственной службе — 97,9%, русских — 1,4%, представителей других национальностей — 0,7%. На государственной службе Атырауской области — 89% госслужащих с высшим образованием, 10,5% — со средним профессиональным образованием и 0,5% — со средним образованием.
— Что делается в вашем департаменте для усиления дисциплинарного и этического контроля, повышения корпоративной культуры государственных служащих?
— Прежде всего, департамент в пределах своих компетенций реализует единую государственную политику в сфере государственной службы. В частности, мы рассматриваем жалобы граждан на действия и решения местных государственных органов или должностных лиц по вопросам применения законодательства о государственной службе. Дисциплинарный совет Агентства в Атырауской области рассматривает дисциплинарные дела в отношении заместителей акима области и руководителя аппарата акима области, акимов всех уровней, кроме акима области, государственных служащих территориальных органов центральных государственных органов, в том числе сотрудников правоохранительных органов и канцелярий местных судов, государственных органов, финансируемых из местного бюджета, допустивших нарушения норм антикоррупционного законодательства и Кодекса чести. Одним из методов является профилактика правонарушений и обучение государственных служащих.
— В регионе созданы новые управления. Нет ли дублирования ныне действующих управлений?
— Международная практика показывает, что во всем мире идет децентрализация власти, то есть передача функций с центрального уровня на нижестоящий местный уровень. Поэтому постановлениями Правительства в акимате области созданы три управления — управление по защите прав детей, управление по делам религий и управление государственной инспекции труда. Функции этих государственных органов переданы из центральных государственных органов в ведение местных исполнительных органов. Здесь не будет никакого дублирования функций государства.
— В ближайшее время в Атырауской области состоятся выборы сельских акимов. Кто будет выдвигать их кандидатуры и, соответственно, голосовать? Впервые идея выборности акимов была озвучена в Послании Президента Нурсултана Назарбаева в 1998 году. Тогда было подчеркнуто, что «мы должны разработать масштабную поэтапную программу выборов руководителей всех уровней». В последующем в стране проводились экспериментальные выборы акимов сельских округов и районов.
— Указом Президента Республики Казахстан от 24 апреля 2013 года утверждены правила избрания на должность, прекращения полномочий и освобождения от должности акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа. Выбирать акимов при тайном голосовании будут депутаты маслихатов соответствующего района (города) сроком на четыре года.
Выдвижение кандидатов в акимы производится с помощью подачи в районную (городскую) избирательную комиссию представления акима района (города) и заявлений кандидатов о согласии баллотироваться кандидатом в акимы на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Кандидаты в акимы должны иметь высшее образование, а также опыт работы на государственной службе. Имеет значение наличие ученой степени, стаж работы на руководящей должности, и не менее четырех лет стажа работы в областях, соответствующих функциональным направлениям конкретной должности данной категории.
Светлана НОВАК