Транспортный узел по-атырауски
В прошлом номере «ПК» поделилась информацией с расширенного заседания Общественного совета с участием акима области Нурлана Ногаева. Сегодня мы представляем подробности встречи.
Напомним, о существующих проблемах в организации городских общественных перевозок и состоянии дорог в городах и районах региона доложили председатель Общественного совета области Мурат Утешев, руководитель управления автомобильных дорог и пассажирских перевозок Кайрат Нуртаев, представители ДВД Атырауской области и др. В ходе обсуждения выяснились интересные факты.
Да здравствует 100 тенге!
Так случилось, что многолетняя проблема общественных перевозок в Атырау, так и не найдя своего решения со стороны исполнительной власти, разрешилась сама. Причем, довольно успешно, и для горожан, и для таксистов. Если бы все наши проблемы так разрешались!
Мэр города Серик Шапкенов, посетовав, что сегодня таксисты уводят пассажиров у перевозчиков, все же признал, что «если не было бы спроса, не было бы и предложения!».
— Как известно, сегодня в Атырау успешно работает принцип «100 тенге», когда на остановках горожане собираются и вместе едут в одно направление, скинувшись по 100 тенге. Запретить таксистам так работать мы не можем, поэтому намерены создать для них условия — определить «карманы» у дорог для их стоянки, — сообщил аким города.
Школьники будут платить за проезд
Такое заявление сделал мэр города. По его мнению, это единственный выход из ситуации с нежеланием перевозчиков возить школьников:
— Льготы для детей до 17 лет существуют только у нас. Поэтому мы считаем, что и атырауские школьники должны оплачивать 50 процентов проезда. В этих целях мы будем вводить билетирование только для школьников, чтобы адресно компенсировать затраты перевозчиков.
— Общественным транспортом пользуются дети из малоимущих семей, в семье может быть 4 школьника, помимо этого, дети должны посещать секции, это слишком большие расходы, — возмутилась руководитель управления образования Нурсауле Сайлауова.
— Скоро мы избавимся от трехсменок, создадим возможность для детей учиться и заниматься в секциях в своем районе, — ответил аким города в ответ.
Дилемма с перевозчиком
Также С. Шапкенов сообщил, что для дисциплинирования водителей автобусов по договоренности французская компания установит 31 GPS (радар) и видеокамеры. Французы намерены зарабатывать за счет штрафных санкций, применяемых к нарушителям, выявленным их прибором.
К слову, на моей памяти очередной аким города в очередной раз заявил о сотрудничестве с проектной компанией по пассажирским перевозкам, которые обследуют город, определят эффективные маршруты и т.д. и т.п. с разработкой новой концепции развития общественного транспорта. Еще с начала «нулевых» для решения проблем общественного транспорта новации в эту сферу пытались внедрить все акимы города. Но то ли ученые не угадывали с пассажиропотоком, то ли еще какая проблема, но заметных улучшений так и не произошло. Городу все также не достает автобусов, на сегодня их 178 единиц, они продолжают «летать», а кассиры — грубить.
— Мы можем остановить работу главного перевозчика, но у нас нет альтернативы. Сегодня расстояния маршрутов автобусов составляют 12-16 км, такие маршруты нерентабельны, — сообщил мэр.
Аким области Нурлан Ногаев отметил, что в городах Астана и Алматы наладили эффективную работу общественного транспорта, поэтому нужно пригласить учредителей этих компаний, если сами не можем справиться. Если есть необходимость, нужно организовать субсидирование расходов перевозчика. Также нужно предложить местным предпринимателям участвовать в доходном бизнесе. Нужно искать выходы из проблемы.
На маршрутах — летчики?
— Мы давно говорим о необходимости субсидирования городских перевозок. На сегодня из 30 существующих маршрутов рентабельны только 3. Городские перевозки всегда были на дотации. По норме длина маршрута должна составлять не больше 10 км, а у нас есть 19 км. Это сколько затрачивается бензина, а едет всего несколько человек! Себестоимость перевозок сегодня составляет 115-128 тенге, а перевозчики возят и пенсионеров за полцены, и школьников бесплатно. Также сегодня на маршрутах работают не водители, а летчики. Мы раньше при автопарке сами обучали водителей, сегодня ситуация такова, что водителем автобуса может стать любой человек с правами. Сегодня для водителей не созданы условия для нормальной работы — им негде поесть в обед, негде отдохнуть, сходить в туалет и т.д., — высказал свою позицию ветеран автопарка Багит Мендешев.
Начальник службы местной полиции ДВД Атырауской области Нурым Уразбаев отметил, что в прошлом году только за разговоры по телефону за баранкой был оштрафован 401 водитель.
Пожелаем гладкой дороги!
Кайрат Нуртаев сообщил, что за 5 лет показатель технически нормального состояния дорог области удалось довести с 24 до 49 процентов. В текущем году планируется довести этот показатель до 51 процента. По области планируется отремонтировать 302,5 км дорог на 31 млрд. тенге. В г. Атырау требуется прокладка более 700 км дорог. В этом году ожидается ремонт дорог на 311 улицах, протяженностью 250 км.
По словам главного дорожника, существует проблема с организацией работы придорожных объектов сервиса: столовых, мест отдыха с медчастью, общественных туалетов и т.д. Есть возможность реализовать проект по программе государственно-частного партнерства, но на местах бизнес интереса не проявляет. Как выяснилось, содержание областных дорог в 790 км должно финансироваться тремя районами, но местные акиматы средств на это не выделяют. Также на текущий ремонт в год необходимо 500-600 млн. тенге. Нурлан Ногаев поручил подготовить соответствующее письмо, деньги будут выделены.
Теперь — дороги с тротуарами
Градоначальник Серик Шапкенов рассказал о запланированных работах по развитию дорожной инфраструктуры. Уже в текущем месяце начнутся работы по строительству 47 км дорог на 64 улицах города. С этого года параллельно автомобильным дорогам будут строиться тротуары, пока такие работы намечены на 97 из 207 улиц. В целях избежания подтопления дождевыми и талыми водами на 51 улицах будут построены накопители для сбора воды. С апреля начинается ямочный ремонт на дорогах. В будущем на трех улицах города – им. Владимирского, им. Баймуханова и им. Тайманова — появится широкая дорожная магистраль.
Представитель дорожной полиции Руслан Адилов сообщил, что в областном центре действуют 50 светофоров, половина из которых старого образца и плохо работают. Требуется установка еще 13 приборов регулирования движения. В городе Кульсары их нет, необходимо установить 5. В районах ситуация осложнена тем, что из-за отсутствия пешеходных дорог люди идут по проезжей части и попадают в ДТП. Также на дорогах нет дорожных знаков, автобусных остановок и т.д. На все обращения полицейских местные акиматы говорят, что нет денег.
Глава области отметил, что на решение таких проблем деньги всегда найдутся, нужно направлять свои предложения.
— Акимам города и районов необходимо изучить предложения и определить объемы необходимого финансирования всех озвученных проблемных вопросов. Летом еще раз соберемся и подведем итоги проделанной работы. Не забывайте о личной ответственности, — предупредил Нурлан Ногаев.
Алма ТУРГАНОВА