ПЕСОЧНИЦЫ ПРОТИВ ПЛАНШЕТОВ
«К своему несчастью, не так давно побывала с ребенком в детской больнице. Дочке — полтора года, поэтому родных попросила сразу же привезти в больницу книжки, карандаши — хоть какое-то отвлечение от капельниц. Но каково же было мое удивление, когда я увидела, что большинство других детей развлекались в перерывах между уколами мобильниками и планшетами мам! Я, конечно, разрешаю своей дочке смотреть мультфильмы. Но не до такой же степени — сутки напролет! А потом, уже выйдя из больницы, я присмотрелась: большинству нынешних родителей очень удобно «воткнуть» ребенка в компьютерную игру, планшет, смартфон. И малыш не ноет, и родитель делает свои дела. Но дошло даже до того, что дети гуляют на улице с телефоном в руках. И вместо того, чтобы кормить голубей, лазать по песочницам, они играют в игры на телефоне, а родители рядом общаются со своими ровесниками».
ИГРАЙТЕ В КОМПЬЮТЕР ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
Такое письмо пришло к нам в редакцию. Читательница Ксения попросила нас развить эту тему и узнать — насколько это плохо (или, наоборот, хорошо?) воспитывать малыша с помощью современных технологий.
Мы проштудировали массу психологических сайтов и нашли мнение популярного современного психолога, специалиста со стажем Юлии Гиппенрейтер. Она считает, что сегодня от планшетов и компьютеров никуда не деться. По ее мнению, это среда, в которой дети растут.
Какое влияние оказывает наличие планшета или то, что ребенок с ним делает? Наверное, надо посмотреть, что он с ним делает, и включиться в совместный процесс. Психолог считает, что лучше всего родители могут помочь ребенку в развитии, если они сами будут делать что-то вместе с ним. «Сначала вы будете брать на себя больше, а потом постепенно делегировать ему то, что он может выполнять сам. В итоге ребенок начнет все делать самостоятельно по закону интериоризации способностей, навыков, идей, вкусов», — считает Ю. Гиппенрейтер.
В этой теме есть интересная деталь: сегодня еще не все бабушки и дедушки владеют новыми технологиями. В компьютерных играх действует закон любого обучения — ты что-то делаешь, получаешь результат, обратную связь, причем, в случае компьютерных и планшетных игр возможность получить результат — мгновенна. Так вот, при хорошем контроле и грамотном развитии компьютерная индустрия — это одно из направлений приобретения знаний и навыков.
СУПЕРМАРИО: НЕ ЗАПРЕЩАТЬ, А ЗАМЕНЯТЬ
«Сам по себе компьютер или планшет ничего не значат, важно то, как его ребенок использует», — уверен специалист.
Между тем, как мы разузнали в салонах сотовой связи, смартфон и планшет — самые желанные и самые покупаемые подарки родителями на сегодня. То есть мы сами погружаем, может, того и не ведая, своих малышей в виртуальное пространство.
И начать жить в виртуальном пространстве — опасность, перед которой стоит все человечество. Дети иногда погружаются в него больше, чем в реальную жизнь, в преодоление препятствий не ногами, руками, а при помощи бегающих фигурок, например, строителя Супермарио или злых птичек — ангри бердс, в общении не с живыми людьми.
«Это опасно, но я думаю, что родители находят способ этого избежать — ограничивают пребывание в виртуальной реальности. Вам же приходится ребенка ограничивать, чтобы он не ел весь день шоколад или не пропадал по десять часов на улице, играя в футбол. Здесь идет речь о режиме и дисциплине», — уверен психолог.
Специалист посоветовал не просто запрещать проводить много времени за компьютером, планшетом, а предложить ребенку чем-то заменять это время. Поддержать его дружбу с другими ребятами, занять его чем-то ему интересным. Просто иногда компьютерная игра конкурирует с культурным запасом и навыками родителя, и родитель проигрывает.
— Нет, ты не будешь больше играть! Все, я тебе запрещаю, — раздается крик мамы на бульваре Смагулова, которая буквально вырывает из рук своего сына мобильник. Пацаненок рыдает, слезно умоляет разрешить поиграть еще, но мать его «не слышит» и продолжает разговаривать с приятельницей. Думаем, это как раз тот пример, когда родитель проиграл в борьбе с современными технологиями. Ведь можно было увлечь ребенка рассказом, допустим, о природе, нашей реке — бульвар ведь выходит на набережную Урала. Но нет, мать предпочла обсуждать со знакомой новинки моды, а ребенок в это время был предоставлен самому себе. Ну, так не проигрывайте! Развивайтесь, господа родители!
«Не компьютер виноват во всем этом, не телефон, — уверена преподаватель Светлана Мухамбетова. — Компьютер не обладает эмоциями, он вызывает эмоции у ребенка. Но вы тоже можете вызывать эмоции у ребенка. Погружайте его в развитие, в хорошую классическую музыку, театр, музеи, живопись, спорт. Поверьте, это его увлечет с головой! В нашей школе у большинства детей, начиная с первого класса — мобильники, смартфоны и айфоны. На переменках многие из них просто с головой уходят в игры. Мы нашли замену таким «мобильным» переменам: устраиваем зарядку или просто танцуем. Детям нравится!».
В компьютере ребенок всего этого не найдет, только в живом общении. Благодаря расположенным к нему людям ребенок может и хочет воспринимать то, что ему говорят. Но если общение сводится к крику или приказам, ребенок закрывается от всего, что ему транслируют. Канал общения с ребенком должен быть очень здоровым, и, что важно, бережным.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Что мы говорим: «Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй».
Что они слышат: «Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!».
Что мы говорим: «Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!».
Что они слышат: «У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!».
Что мы говорим: «Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!»
Что они слышат: «Удовольствие надо получать любой ценой!»
с сайта www.7ya.ru
Надежда ШИЛЬМАН