Как известно, для защиты интересов отечественного бизнеса в стране создается Национальная палата предпринимателей. Законопроект подписан, начато решение организационных вопросов, а непосредственная деятельность объединения стартует в начале будущего года. Между тем, предприниматели неоднозначно восприняли идею создания палаты и обязательное членство предпринимателей. С целью разъяснения задач и перспектив работы палаты руководитель НП «Атамекен» Асылбек ДЖАКИЕВ ответил на некоторые вопросы предпринимателей.
— Не станет ли НПП еще одним «министерством по развитию бизнеса», которое на деньги налогоплательщиков будет содержать армию экспертов и разрабатывать прожекты? Ведь уже был опыт создания агентства по поддержке малого бизнеса в 1999 году, в 2002 году — комиссии при Правительстве по вопросам малого и среднего бизнеса, и совсем недавно — комитета по развитию предпринимательства.
— НПП ни формально, ни по сути не будет являться «государственным органом». Правительство будет участвовать только во время учредительного и переходного периодов деятельности палаты. По истечении установленного законом переходного периода Правительство выходит из состава учредителей. Управлять палатой будет съезд, состоящий наполовину из самих предпринимателей, за которых голосовали в регионах, наполовину из представителей бизнес-ассоциаций. Участие Правительства в работе съезда также предусматривается в количестве не менее трех представителей. Таким образом, Национальной палатой предпринимателей будут управлять сами предприниматели.
— Почему нельзя использовать имеющиеся инструменты поддержки бизнеса — всякого рода фонды, Дорожную карту и государственные программы? Может, имеет смысл добиваться их эффективной работы, а не создавать новую структуру?
— Действующие программы поддержки бизнеса работают, предприниматели, осуществляющие деятельность в приоритетных секторах экономики, получают финансовую и нефинансовую поддержку со стороны государства. Не стоит путать инструменты поддержки бизнеса с Национальной палатой предпринимателей. Палата создается в целях консолидации предпринимательского сообщества, обеспечения равноправного диалога между бизнесом и государством, в том числе для контроля эффективности реализации перечисленных вами государственных программ и деятельности государственных структур.
— Создание НПП создаст неравные конкурентные условия для существующих бизнес-ассоциаций. Ведь далеко не все предприниматели сочтут для себя возможным иметь членство и платить взносы сразу в двух объединениях. Понятно, что «выбор» они сделают в пользу НПП. Каким образом будет сохранена существующая система бизнес-ассоциаций?
— На самом деле создание палаты даст мощный импульс для развития реально работающих бизнес-ассоциаций. Помимо участия в органах управления, бизнес-ассоциации получают уникальную площадку (комитеты президиума) для разрешения своих отраслевых вопросов. Более того, бизнес-ассоциации будут привлекаться Национальной палатой на договорной основе к оказанию работ и услуг предпринимателям Республики Казахстан, и действующий механизм экспертных советов при центральных и местных исполнительных органах полностью сохраняется.
— Какова целесообразность создания НПП, если в Казахстане, начиная с 1959 года, существует торговая палата предпринимателей? Более того, во всех развитых странах мира консолидация бизнес-сообщества реализована на базе торговых палат.
— В деятельность Национальной палаты предпринимателей будет включен как функционал, так и весь потенциал, имеющийся у торговой палаты предпринимателей Казахстана и ее региональных подразделений. При этом следует учитывать, что НПП имеет гораздо больший спектр ответственности в вопросах развития предпринимательства. Помимо проведения выставок и выдачи сертификатов отечественных производителей, чем в основном была занята торговая палата, национальная палата реализует более 50 функций, в числе которых экспертиза проектов нормативно-правовых актов, анализ массива данных об экономике страны и выработка на их основе предложений по развитию бизнеса в Казахстане. В этой связи следует не противопоставлять ТПП и НПП, а рассматривать их с точки зрения роста потенциала отечественного бизнеса.
— В случае передачи функций по оказанию консалтинговых услуг для бизнеса в НПП не нарушатся ли рыночные отношения и не приведет ли это к монополизации рынка таких услуг?
— НПП не собирается заменять собою маркетинговые, оценочные и юридические фирмы. Более того, деятельность НПП в большей степени будет направлена на развитие целых отраслей и кластеров экономики, а не отдельных частных компаний. В этом принципиальное отличие НПП от консалтинговых фирм.
— Какова степень коррупциогенности норм нового законопроекта о НПП? Так, работа в НПП не является государственной службой, при этом палата реализует часть государственных функций, делегируемых Правительством. Выходит, что работники НПП, в отличие от госслужащих, будут безнаказанными?
— Существенной особенностью деятельности НПП является полная транспарентность, то есть решения принимаются предпринимательским сообществом и реализуются под пристальным вниманием всего предпринимательского сообщества. Национальная палата ежегодно будет публиковать отчет об итогах своей деятельности в средствах массовой информации. Лицо, совершившее неправомерное действие, или руководитель, закрывающий глаза на совершение таких действий, просто-напросто утратит доверие бизнес-сообщества и свою деловую репутацию и лишится возможности участвовать как в деятельности НПП, так и в бизнесе в целом. Более того, действующим уголовным, административным, трудовым и гражданским законодательством предусмотрена соответствующая ответственность за совершаемые правонарушения.
— Законом предполагается наделение НПП правом проводить аккредитацию бизнес-ассоциаций, то есть признавать их соответствие установленным критериям. На каком основании вновь созданная организация имеет право оценивать ассоциации, существующие более 10-15 лет, имеющие больше опыта и авторитета среди государственных органов и бизнес-сообществ страны?
— Обратите внимание, что НПП — это объединение предпринимателей, в число которых входят ассоциации с десяти- и двадцатилетним опытом работы. Предпринимательское сообщество в лице НПП вправе давать оценку деятельности ассоциаций посредством их аккредитации. Аккредитация послужит стимулом для повышения эффективности и активности деятельности отраслевых и региональных ассоциаций, не позволит ассоциациям по старинке собирать взносы и ровным счетом ничего не делать.
— Деятельность НПП и цели ее существования концептуально не продуманы. Читая законопроект, приходишь к мнению, что вся ее деятельность сведена к заседаниям, мониторингам, присутствию в различных комиссиях, истребованию разной информации. Чем конкретно будет полезно существование НПП для страны?
— Не стоит забывать, что каждое заседание какой-либо комиссии затрагивает интересы того или иного предпринимателя либо группы предпринимателей. Эти предприниматели, будучи членами НПП, будут добиваться от представителя палаты максимальной защиты своих интересов, именно через него будут иметь возможность быть услышанными и воспринятыми. За каждой аналитической справкой, проходящей через НПП, стоят интересы отраслей экономики и конкретных предпринимателей, которые также не дадут представителям палаты почивать на лаврах. Интересы реальных предпринимателей, воплощенные в повседневной деятельности НПП, дадут реальный положительный эффект для развития всей страны.
— В проекте закона указано, что обязательные членские взносы будут платить субъекты среднего и крупного бизнеса. Как известно, кто платит деньги, тот и музыку заказывает. Не произойдет ли так, что НПП станет «клубом олигархов» или лоббистской конторой финансово-промышленных групп?
— Опасения насчет доминирования интересов олигархов в деятельности палаты были бы реальными, если бы в ее структуру не были включены региональные советы предпринимателей, представители которых формируют костяк высшего органа палаты — съезда. Региональные советы, имеющие все полномочия наблюдательного органа, являются представителями, «проводниками воли» малого и среднего бизнеса регионов страны. Таким образом, структура НПП стабилизирована как с точки зрения доминирования интересов определенных регионов, так и с точки зрения доминирования интересов крупного бизнеса.
— Дорого ли обойдется предпринимателям содержание Национальной палаты?
— Если смотреть только на голые цифры, упоминаемые в «желтой» прессе, то дорого. Если сравнить с убытками предпринимателей от бюрократической волокиты, от необходимости дачи взяток, от потери доли рынка из-за несовершенства законодательства — то несколько месячных расчетных показателей, уплаченных один раз в год, да еще и взятых на вычет по налогам, не идут ни в какое сравнение от полученного положительного эффекта.
— Насколько целесообразно создание Национальной палаты в период бурных преобразований экономического пространства Казахстана из-за влияния Таможенного союза и ВТО? Может быть, целесообразнее создание палаты после адаптации национальной экономики в новых условиях?
— По правде говоря, создание НПП даже несколько запаздывает от указанных вами интеграционных процессов. Глава государства ставил задачу по консолидации предпринимательского сообщества на опыте Австрии и других развитых стран еще в 2008 году. Однако в силу различных обстоятельств эта задача реализуется только сейчас, когда Президент повторно акцентировал внимание на важности этой задачи. В этой связи нам необходимо сконцентрировать усилия не на обсуждении целесообразности или нецелесообразности создания Национальной палаты, а на оперативном и эффективном построении ее структуры.
Подготовила
Алма ТУРГАНОВА