ОТДЕЛИТЬ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ

Отделить зерна от плевел 1 копия Общество

Сегодня в экспертных кругах ведется большая дискуссия относительно причин возникновения религиозного терроризма, а также проблемах государственного регулирования в религиозной сфере. Как можно противостоять данной проблеме, какие профилактические меры необходимы? В поисках ответа на эти злободневные вопросы мы обратились к руководителю управления по делам религий Атырауской области Еркинбеку Шохаеву.
— Еркинбек Керимбекулы, как Вы оцениваете религиозную ситуацию в нашей области на сегодняшний день?
— Ситуация в области, как и в целом в республике, остается напряженной. За пределами наших границ тоже. Религиозные фанатики, управляемые и направляемые, не дают покоя мирным гражданам. В связи с этим, создана республиканская антитеррористическая комиссия, которую возглавил председатель Комитета национальной безопасности Нуртай Абыкаев. В нашей области комиссию возглавляет аким области Бактыкожа Измухамбетов.
Опыт последних лет показывает, что терроризм связан с деятельностью вполне определенных сил, действующих с конкретной целью — подорвать устои нашей государственности изнутри. По моему глубокому убеждению, некоторые нетрадиционные религиозные течения ставят цель внести раскол в общество, нарушить единство народа Казахстана, чтобы внести хаос в сознание населения страны и получить возможность для дальнейших политических манипуляций.


— Какие меры предпринимает власть, чтобы стабилизировать ситуацию в религиозной сфере?
— Системная работа в этом направлении стала возможной только с принятием Закона РК от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Как Вы знаете, согласно этому закону все религиозные объединения нашей страны прошли перерегистрацию. По итогам завершившейся 25 октября 2012 года регистрации/перерегистарции численность религиозных объединений и филиалов в нашей области сократилась с 45 до 39. Так, сегодня религиозное поле области представлено мусульманскими, православными, католическими и протестантскими религиозными объединениями.
Кроме этого, в области функционируют 2 комнаты для чтения намаза. Одна комната вместимостью до 20 человек расположена на территории аэропорта, вторая намазхана вместимостью до 30 человек — в торговом комплексе «Дина».
Наряду с этим, в текущем году на территории области зарегистрировано 6 иностранных миссионеров, четверо из которых граждане Польши, двое из Италии. В настоящее время налажен оперативный обмен информацией между исполнительными и правоохранительными органами власти с целью выявления миссионеров и религиозных объединений, осуществляющих незаконную деятельность.
Областным управлением по делам религий ведется определенная работа по взаимодействию с религиозными объединениями. Главный акцент нами сделан на профилактику религиозного экстремизма и религиозное просвещение, особенно среди молодежи.
В целом, с начала года было проведено более 300 мероприятий различного формата с охватом более 35000 человек. В области работают 86 областных, районных и окружных информационно-пропагандистских групп.
— Еркинбек Керимбекулы, признанная во всем мусульманском мире переводчик Корана на русский язык Валерия Порохова как-то заявила о необходимости «проповедовать грамотный ислам без привнесения в него чужих традиций». В этой связи деятельность теологов, приглашенных в нашу область, крайне важна…
— Да, они оказывают не-оценимую поддержку. Нашей молодежи, не имеющей жизненного опыта, тяжело ориентироваться в религиозных понятиях, и порой она серьезно воспринимает невежд, прочитавших несколько книг сомнительного содержания и выставляющих себя знатоками ислама. В книге «Исламский радикализм — фактор общественной угрозы и нестабильности», напечатанной по заказу акимата Атырауской области, автор А.К. Канай отмечает: «…Эта болезнь некомпетентности привела к тому, что все стали, как говорят салафиты, «брать напрямую из Корана и Сунны». Если каждый может «брать напрямую» все сам, тогда какой смысл в аятах, которые восхваляют и наделяют полномочиями ученых. «Скажи: «неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9). «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).
К кому обращаемся все мы, если, скажем, у нас возникли проблемы со здоровьем или вдруг поломался дорогой автомобиль? Правильно, к специалистам. Почему же религия Аллаха должна страдать от некомпетентности невежд и неофитов? Практически все мусульманские историки отмечают, что ислам больше всего пострадал от деятельности так называемых «плохих ученых».
Мы пригласили в нашу область высококвалифицированных теологов, чтобы они в простой и доступной форме, с использованием грамотной аргументации могли изложить каноны ислама в беседе с любым человеком, независимо от уровня его религиозной грамотности. Сегодня такие встречи проходят как в областном центре, так и районах области. В поле их деятельности учебные заведения, предприятия, исправительные учреждения и пр.
Кстати, с этого года мы запускаем новый духовно-познавательный, научно-просветительский проект «Истинный путь» на основе материалов известных в республике теологов, ученых, где толкование канонов истинного ислама будет вестись посредством видеосюжетов и теат-ральных постановок.
В рамках просветительской работы мы уделяем большое внимание вопросам повышения квалификации имамов, работающих в области. К сожалению, уровень подготовки имамов не всегда высок. Чтобы как-то сдвинуть ситуацию с «мертвой» точки, в мае текущего года мы впервые организовали пятидневные курсы повышения квалификации имамов, создали все условия, чтобы они не отвлекались от учебы. Убежден, что авторитет имамов должен строиться на глубоких религиозных знаниях и подкрепляться высоконравственными моральными качествами.
— Еще несколько лет назад практически в центре города можно было увидеть людей, распространяющих сомнительную религиозную литературу. Как обстоит дело сейчас?
— 18 сентября 2012 года было утверждено постановление областного акимата, который утвердил перечень стационарных помещений, где разрешается продажа религиозной литературы и иных информационных материалов. Это магазин «Меломан», расположенный в торговом центре «Атырау», магазины «Читающий Прикаспий», «Зайнаб», а также книжный магазин в торговом доме «Актан» города Кульсары Жылыойского района. По всем фактам нарушения данного постановления можно обращаться в наше управление, органы внутренних дел.
— У всех народов женщину в обществе всегда почитали. Особое место занимала женщина в казахской семье, ведь именно от нее зависело воспитание детей. Как говорится в одной из казахских пословиц: «И хана родила женщина, мать». И на фоне этого мы часто видим наших соотечественниц, облачившихся в хиджабы. Как бы Вы прокомментировали это?
— В казахских семьях всегда лелеяли девочек, так как в будущем каждая из них способствовала укреплению родственных связей, авторитета семьи и супруга, воспитывала детей. В истории немало случаев, когда женщина сближала даже народы. Казахские девушки никогда не закрывали лица. Да, они носили платок, но никогда он не был черного цвета. И это не требование шариата, как некоторые считают. Духовное управление мусульман Казахстана в своих фетвах изложило свою позицию по данному вопросу, и поэтому наши девушки, изъявляющие желание носить одежду согласно исламским традициям, могли бы так выглядеть, не «отрываясь» от наших традиций. Как говорится, выбор всегда есть. У этого явления есть и другая сторона. Подобным образом эти люди не только не способствуют распространению ислама, наоборот, отпугивают от него людей. Все это от незнания, непонимания, нежелания изу-чать религию ислама, пропагандирующую гуманность, терпимость, человеколюбие.
Недаром говорят, что «болезнь приходит незаметно, а выходит мучительно долго». Мы потеряли время после объявления независимости, когда нетрадиционные религиозные течения успели обосноваться в обществе. Теперь и нам потребуются годы напряженного труда для религиозного просвещения населения.
— Спасибо за интервью.

 

Гульжан ЕЛЕШЕВА, иллюстративное фото
из открытого источника

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна