Гульмира Шалабаева. О музее будущего, завещании предков и…

Гульмира завещании Общество

  Государственный музей искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева приготовил сюрприз для всех атыраусцев: на постоянное хранение в областной музей искусств имени Ш. Сариева скоро поступит порядка 60 картин художников Казахстана. Делается это с целью поддержки молодого областного музея и популяризации искусства Казахстана в регионах.
А для всех казахстанцев музей Кастеева создал проект к 25-летию суверенитета страны под названием «Независимость, завещанная предками».
Об этих грандиозных событиях, о казахстанской живописи, а также просто о том, почему люди нынче стали реже ходить в музеи, «ПК» поговорила с оригинальным гостем — заслуженным деятелем Республики Казахстан, доктором философских наук, профессором, лауреатом премии имени Ч. Валиханова, руководителем Государственного музея искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева Гульмирой Шалабаевой.
Пейзажи и натюрморты в прошлом?
— Гульмира Кенжеболатовна, вы долгое время руководили известной в стране частной галереей «ОЮ», где выставлялись самые разные арты страны. Скажите, пожалуйста, за годы независимости стало ли в Казахстане больше художников? И, на ваш взгляд, какие стили в живописи были в основном в тренде на заре независимости и какие стили интересны народу сегодня?
— Чтобы ответить на вопрос стало ли больше художников, надо проводить статистические и социологические опросы и исследования. Даже навскидку невозможно это определить. Художественные колледжи, Академия искусств имени Т. Жургенова, художественно-графический факультет АГУ имени Абая продолжают выпускать молодых специалистов-художников, скульпторов и искусствоведов. Но сколько из них остается в профессии, ответить сложно.
Что касается второй части вопроса, на мой взгляд, на заре независимости в тренде была реалистическая живопись, в особенности жанры пейзажа и натюрморта. Это были времена, когда ушли госзаказы для художников, канула в Лету строгая цензура, художники обрели долгожданную свободу творчества, а вместе с ней и свободу выживания.
Как известно, любой процесс имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Поэтому художники начали писать то, что стало востребованным широкой публикой и имело коммерческий успех. В начале 90-х еще мало кто знал о таком актуальном в мире направлении искусства, как контемпорари-арт. Зато в настоящее время это направление и некоторые казахстанские художники этого направления известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Зарубежные музеи, частные коллекционеры покупают их произведения, устраивают им выставки, приглашают к участию в Венецианских биеннале.
Первым зачинщиком в популяризации казахских контемпорарщиков на государственном уровне стал Музей искусств имени А. Кастеева. В прошлом году состоялись громкие персональные выставки Е. Мельдибекова, Е. и В. Воробьевых, причем в обеих выставках куратором выступил известный в Европе искусствовед, главный редактор журнала «Moscow Art Magazine» Виктор Мизиано. Оба этих проекта инициировала частная галерея «Aspan gallery». Один из ее учредителей — Меруерт Калиева, имея западное образование, несколько лет проработала в лондонском отделении аукционного дома «Cristis».
Так что сегодня так называемое актуальное искусство — достояние не только узкого круга посвященных, но и самой широкой публики. Это сейчас модное направление, художники, работающие в нем, очень активны, создают перфомансы, акции, видеоарты и т.д., проводят многочисленные выставки, участвуют в арт-фестах в Алматы, Астане и за рубежом.
Когда полотна оживают
— Да, вот уже более полутора лет вы — директор государственного музея имени Кастеева. В одном из интервью прессе вы сообщили, что собираетесь модернизировать музей, дабы приходило как можно больше молодежи и вообще посетителей, и что уже устраиваете там всевозможные интересные встречи. Что еще эдакого намечается?
— Расскажу немного о самом Государственном музее искусств имени А. Кастеева. Помимо художественных полотен, скульптур в сокровищницу национального искусства входит коллекция произведений казахского народного прикладного искусства XIX-XX веков. Она отличается большим разнообразием орнаментированных изделий из войлока, традиционным ткачеством, вышивкой, плетением циновок, художественной обработкой металла, дерева, кожи и кости. В настоящее время в музее по всем музейным правилам хранится свыше 24 тысяч художественных экспонатов.
Музейные работники их не просто хранят, занимаются консервацией, но и по мере надобности реставрируют, очищают от пыли и загрязнений, описывают, каталогизируют. В целом, в музее 8 обходных галерей, 11 выставочных залов, помимо основного здания музея, имеется филиал — Центральный выставочный зал, находящийся по адресу Желтоксана, Жамбыла, а также мемориальный дом-музей Абылхана Кастеева, в котором он прожил последние 15 лет своей жизни. И если выставочные залы музея в основном отданы под постоянные экспозиции, например, зал Кастеева, зал европейской и русской живописи, то Центральный выставочный зал полностью работает над временными выставочными проектами. В целях ознакомления зрителей с экспонатами, хранящимися в фондах, мы проводим и музейные временные выставки. Например, в прошлом году состоялась выставка «Западная гравюра. От Дюрера до Домье», которая вызвала широкий общественный резонанс. В этом году это выставки «Алма», посвященная 1000-летию города Алматы; выставка «Жили-были…» по иллюстрациям сказок, которая специально была приурочена к летним школьным каникулам и т.д.
Да, внедрение новых технологий в области оборудования, аксессуаров, новинок поднимают музей на новый уровень. Например, в нашем музее впервые в республике в мемориальном зале Абылхана Кастеева введена система QR-кодов. Это специальное бесплатное приложение для смартфонов, когда к картинам прикрепляется этикетка с определенным кодом, вводя который любой человек может получить всю информацию о картине и его авторе прямо на своем телефоне. Одно из направлений инновационной технологической деятельности музея — проект «Ожившие полотна», который имеет, прежде всего, популяризаторский характер. Специалистами осуществлен отбор живописных произведений из фонда музея, некоторые элементы которых были анимированы, что создало эффект «оживших полотен». В новом качестве они демонстрируются на большом LED-экране, расположенном на территории музея, а также используются в обучающих программах детских изостудий. Закуплены аудиогиды нового поколения, в настоящее время идет запись текстов на нескольких иностранных языках.
Впервые в республике в рамках программы «Музей будущего» осуществлена съемка всего массива скульптур в 3D технологиях. Проект называется «Виртуальная 3D галерея». Она реализована с помощью компании 3D Geo MAKS. Со временем, когда съемка полностью завершится, мы выложим эту галерею скульптур на нашем веб-сайте для всеобщего доступа.
— А не случится ли с этим проектом так, что народ перестанет в реальности ходить в музеи?
— Да, есть такие опасения. Надеюсь все же, что они напрасны. Посмотрите в Интернете — там выложены прекрасно, на высочайшем уровне сделанные виртуальные галереи ведущих музеев мира. Любой человек, где бы он не жил, может оказаться в виртуальном музее, гулять по его коридорам, видеть его архитектуру и внутреннее наполнение. Это замечательно, но не снимает желания увидеть шедевры воочию, если представится возможность.
На удивление многим, несмотря на солидный возраст многих картин в нашем музее, они выглядят так, будто только что сошли с мольберта и из-под кисти мастера. Это заслуга нашего Центра реставрации, который оснащен компьютерной системой подготовки и архивации научно-реставрационной документации, включающей систему записей и хранения изображений. Реставрацию проходят произведения, выполненные практически во всех техниках. Задача реставраторов — замедлить процессы естественного старения и ликвидировать по возможности все повреждения. В целом реставрацию в мастерских музея проходят около двухсот произведений в год.
— В Атырау есть музей искусств и краеведческий музей. Это традиционные музеи, которые, на наш взгляд, сегодня являются образом старинного тихого и уютного, но в то же время покрывшегося мхом заведения. Для привлечения посетителей там устраиваются, может, пару раз в год ночи в музее. Но, на наш взгляд, этого недостаточно. Что бы вы посоветовали этим музеям — как им модернизироваться?
— Совет тут может быть один: перенимать опыт других, ведущих музеев страны и мира. Не надо выдумывать велосипед, есть готовые идеи, концепты, примеры. Просто надо учиться и внедрять их у себя, вкладывая собственный контекст, учитывая свои особенности и возможности.
Для расширения аудитории организовывать различные проекты. Необходимо разрабатывать методы увеличения посещаемости, улучшения восприятия. Это работа с посетителями, улучшение качества экскурсий, использование автоматизированных гидов, разметка для удобной ориентации посетителей и информационное обеспечение экспозиций. Создание полиязычной среды, комфортной и привлекательной атмосферы для многократных посещений, семейного досуга, проведения различных развивающих мероприятий.
Так, например, мы у себя организовали ежемесячный «Музыкальный вернисаж», на который приглашаем различных исполнителей: инструментальщиков, вокалистов. Для детей разработали проект «Волшебный фонарь» в дни каникул — это всевозможные мастер-классы, квесты. В музее проводятся различные лекции иностранных гостей: например, американского историка Тимоти Нафтали о сотрудничестве СССР и США в годы второй мировой войны или лекция британской художницы Зои Бенбоу.
Кстати, вся информация в открытом доступе в Интернете: на веб-сайте музея, на страничке Фейсбука, в Твиттере и Инстаграмме. Мы активно присутствуем во всех соцсетях, что, кстати, также является одним из способов привлечения посетителей и популяризации музея.
— А почему музей Кастеева не приезжает в Атырау?
— Ваш вопрос предвосхитил готовящийся силами Государственного музея искусств имени А. Кастеева и музея имени Ш. Сариева сюрприз для всех атыраусцев: мы подготовили для экспозиции и последующей передачи в дар на постоянное хранение в ваш музей порядка 60 картин художников Казахстана. Делается это с целью поддержки молодого областного музея, укрепления наших взаимосвязей, в целях популяризации искусства Казахстана в регионах. Когда-то давно, на заре становления музея Кастеева, в то время Галереи имени Шевченко, московские музеи точно также делились своими фондами и передавали нам бесценные произведения русской и европейской живописи. Сегодня мы гордимся этими полотнами, они вызывают заслуженное восхищение посетителей, в том числе из-за рубежа. Так что ждите нас в скором времени в гости!
— С нетерпением будем ждать! Гульмира Кенжеболатовна, в этом году страна отмечает 25-летие своей Независимости. Скажите, пожалуйста, каких творческих личностей, связанных именно с живописью, с изобразительным искусством, открыл за эти годы суверенный Казахстан? И какие перспективные художники у нас есть сегодня?
— Наверняка, такие личности есть, но я воздержусь от называния имен. Как говорится, большое видится на расстоянии и лучший оценщик — это время. Время покажет, оно же и рассудит.
Лучше расскажу о масштабном проекте, посвященном 25-летию Независимости, инициированном музеем Кастеева. Это республиканский национальный конкурс «Бабалар а?са?ан Т?уелсіздік» — «Независимость, завещанная предками», цель которого создание произведений изобразительного искусства исторического жанра, он направлен на формирование единого культурного пространства страны в контексте ценностей национальной идеи «М??гілік Ел». Художественно-образное воплощение значимых тем имеет большое значение в патриотическом воспитании, прививании гордости и любви к своей стране, истории и культуре. А еще мы хотим с помощью этого конкурса дать толчок дальнейшему развитию исторического жанра как одного из важнейших в истории мирового искусства и в общем-то пополнить коллекции музея станковыми художественными произведениями, раскрывающими неизведанные страницы истории Казахстана.
— В одном из своих интервью вы сказали, что свою жизненную задачу видите просто: «Просвещать общество, повышать культуру людей». В нынешний век, когда немало людей «ушли» в Интернет и «просвещаются» там, наверняка, сложно эту вашу жизненную задачу выполнять?
— Эти слова, вырванные из контекста, звучат довольно высокопарно, тем не менее, они выражают миссию, которую несут все люди, работающие в сфере культуры и образования. Это мега-цель, осуществление которой зависит буквально от каждого работника, начиная от учителя или экскурсовода, заканчивая искусствоведами и профессорами. И каждый вносит, я в том числе, свою лепту в общее дело. Конечно, многие сегодня буквально «живут» в Интернете, есть даже мнения, что надобность в учебниках отпала, поскольку есть Википедия и Гугл.
Однако, это крайности, и вряд ли в ближайшем будущем Интернет полностью заменит собой учебный процесс, включая учебники, школы с их расписанием и дисциплиной, живое общение с педагогами и наставниками. Также и музеи будут продолжать нести в массы свою миссию: культурно-образовательную, воспитательную, функцию консервации, сохранения и пропаганды культурного наследия страны.

Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна