ОСЕННЯЯ УВЕРТЮРА ­ К ПОВЫШЕНИЮ ТАРИФА?

Осенняя увертюра к повышению тарифа1 Общество

В Атырау снова заговорили о необходимости повышения стоимости проезда в общественном пассажирском транспорте. Наши перевозчики вновь ссылаются на дороговизну запчастей, нехватку водителей, и утверждают, что не могут работать в убыток. Из-за этого на ряде маршрутов резко снижено количество автобусов, что вызывает недовольство жителей областного центра. Но зависит ли культура вождения от стоимости проездного билета?

Проблемные вопросы в организации работы общественного транспорта разбирали на «круглом столе» в департаменте по защите прав потребителей Атырауской области под председательством его руководителя Умирзака Зинуллина. Диалог поддержали руководители областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, городского отдела ЖКХ, представители компаний-перевозчиков.

Шлите предложения

Вождение лихачей-водил, грубость кондукторов, пыль в салонах автобусов, долгое ожидание пассажиров едва ли не на каждой автобусной остановке — давние болячки общественного транспорта Атырау. Умирзак Зинуллин, обратившись к присутствующим, пригласил высказать замечания и предложения по устранению проблем в сфере организации пассажирского транспорта, заметив, что они будут переданы в Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Такая работа проводится в настоящее время по всей стране, поэтому вполне вероятно, что по ее результатам будут внесены соответствующие изменения в законодательство.

Отдай билет!

— Из всех жалоб и заявлений горожан, поступивших в департамент — 14% составляют претензии на превышение скорости движения автобусов, 16% — на несоблюдение графика маршрута движения. Кроме того, люди жалуются на создание аварийных ситуаций, невнимательность кондукторов к их просьбам, грязь в салонах, нехватку автобусов, — перечислил руководитель областного департамента по защите прав потребителей Умирзак Зинуллин.

Отреагировать самостоятельно на эти нарушения департамент по защите прав потребителей не может, нет полномочий. Возможно, все-таки, такие права у него будут, во всяком случае, ведомство уже просит вышестоящий орган наделить его такими полномочиями.

Наряду с этим, в большинстве случаев в автобусах не выдают проездные билеты, хотя это делать обязаны. А ведь в случае чего, трудно будет доказать, что пассажир ехал именно в этом автобусе. Как будут в данном случае защищаться права потребителей? В ответ на это представители компаний-перевозчиков стали доказывать, что пассажиры проездные билеты сразу выбрасывают в салоне. А может все-таки причина кроется в том, что многие водители работают по патенту, и сумма выплачиваемых ими налогов не зависит от количества реализованных билетов? Иначе говоря, нет заинтересованности.

Кто тормозит «семерку»?

Модератор заседания «круглого стола» сообщил также, что много жалоб в департамент поступает на работу маршрута автобуса №7. Директор ТОО «Атырау Такси» Багыт Мендешов, обслуживающего данную линию, в транспортном деле не новичок, давно работает в сфере пассажирских перевозок.

— График движения автобусов маршрута №7 срывается из-за регулярного закрытия переезда на железной дороге, — объясняет ситуацию Багыт Мендешов. — Каждый день шлагбаум опускается четыре раза.

Кроме того, по его словам, в городе Атырау на маршрутах стало меньше автобусов. Если раньше Атырау обслуживали более 400 машин, теперь 138. Конкретно на «семерке» было 24 транспортных средства, осталось всего 11. Водители уходят в другие организации, никто не хочет работать в убыток. Дорожают запчасти, ГСМ. Многочисленная часть атыраусцев, как, например, льготники, ездит бесплатно, или платит половину.

Цена вопроса

— В категории льготников — 64 774 человека, в том числе 70-80 процентов — школьники, — уточняет директор ТОО «Данияр и К» Лариса Ульченкова.

По расчетам руководителя ТОО «Атырау Такси» цена за проезд должна быть в пределах 100 тенге. Пока же одна машина «седьмого» автобуса зарабатывает в день всего 11-12 тысяч тенге. Помимо приобретения запчастей, и ГСМ, еще нужно платить зарплату водителям, кондукторам. Такая вот складывается неутешительная арифметика, и «хлебным» данный маршрут никак не назовешь. Более того, водители ежедневно сталкиваются и с бытовыми проблемами, например, нигде на конечных остановках не найти общественного туалета.

Тем временем начальник отдела ГУ «Городской отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» Куаныш Ибрагимов на вопрос о возможном повышении стоимости проезда, от прямого ответа уклонился. А Умирзак Зинуллин, в свою очередь, напомнил о социальной ответственности бизнеса.

К слову, добавим, что ранее в Атырау стоимость проезда в общественном транспорте дорожала, однако новые цены никак не отражались на повышении качества услуг общественного транспорта. Повышение платы не добавило порядка — во многих салонах также грязно, на автобусных остановках опять долгие ожидания нужной маршрутки, а автобусные «догонялки» под громкую музыку и бесконечные переговоры по телефону водителей раздражают неимоверно. Нередко вопросы безопасности становятся предметом полемики между пассажирами, с одной стороны, и водителями с кондукторами, с другой. Это нормально?

Неужели невозможно навести порядок? Лариса Ульченкова рассказала об опыте функционирования общественного транспорта в соседней Астрахани.

— В Астрахани создан центральный диспетчерский центр, куда стекается вся информация с GPS, которыми оснащены автобусы. Джи-Пи-Эс учитывает скорость движения транспорта, интервалы, точки нахождения. В Атырау тоже можно было бы внедрить эту схему, — поделилась директор.

Правда, покупка Джи-Пи-Эс упирается в деньги. Государство помогать финансами частникам не может, а вот передавать в доверительное пользование такие умные приборы разрешается…

Но все-таки, деньги деньгами, а культуру вождения за монету купить нельзя. Так что, прежде чем давить на «работу в убыток», стоит подумать об элементарном сервисе — ездить нормально, на автобусных остановках не кричать как в лесу, по полчаса зазывая пассажиров, выдавать проездные билеты, убирать салоны и не устраивать из автобусов музыкальные клубы на колесах.

Справка «ПК»

По условиям тендера автобусы должны работать с 6 до 23 часов. Автобусы обязаны ездить с интервалом от 4 до 6 минут на городских маршрутах и от 8 до 10 минут на пригородных маршрутах. В салонах автобусов должны быть вывешены: схема движения маршрута, список категорий граждан, имеющих право на льготный проезд, кассиры и водители должны быть облачены в униформу и иметь бейджи с указанием ФИО и названия фирмы-перевозчика. Категорически запрещено перевозить в салоне запасные колеса и канистры с бензином

Светлана НОВАК

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна