О проблемах автомобильных дорог в Казахстане
Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «AMANAT» Дюсенбай Турганов направил очередной депутатский запрос на имя Премьер-Министра Казахстана.
«В Казахстане проблемы автомобильных дорог ежегодно поднимаются на разных уровнях. Более того, Президент указывает на этот вопрос в каждом своем Послании. «Отдельное внимание нужно уделить качеству строительства автомобильных дорог, в том числе местного значения. Несмотря на огромные бюджетные вливания, эта проблема не сходит с повестки дня», — подчеркнул Глава государства в Послании «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество», — отмечается в депутатском запросе.
Строительство, реконструкция и ремонт автодорог республиканского, областного и районного значений выступают отдельным направлением и в программе партии «AMANAT» «Вместе с народом!». Партийцы постоянно выезжают на строящиеся и ремонтируемые участки, направляют депутатские запросы, однако проблемы решаются крайне медленно.
Общеизвестно, что некачественное и изношенное дорожное полотно зачастую является причиной дорожно-транспортных происшествий и представляет угрозу жизни и здоровью наших граждан. Один из актуальных объектов, проблемы с которым постоянно просят решить жители Атырау, — это автотрасса Атырау-Астрахань. Этот вопрос имеет непосредственное отношение как к обеспечению безопасности, так и развитию транспортно-логистического потенциала страны.
«Строительство трассы началось еще в 2019 году, но до сих пор каждый год мы сталкиваемся с проблемами, которые затягивают окончание строительства. В этом году из-за недостаточного финансирования и проблем с доставкой инертного материала есть риски невыполнения работ в установление сроки. По предварительным данным удорожание проекта реконструкции составляет 43,8 млрд. тенге. По проекту имеется экономия по займу 23,1 млрд тенге, соответственно из республиканского бюджета потребуется еще порядка 20,7 млрд тенге», — уточняется в запросе.
Кроме того, остро стоит вопрос с нехваткой вагонов. Понятно, что в Западном регионе страны сейчас реализуется значительное количество объектов, но это не должно становиться причиной некачественной и несвоевременной их реализации. Для проекта «Атырау-Астрахань» потребность щебня на текущий год составляет 1 583 тыс. тонн, или
22 943 вагона, из которых на сегодняшний день перевезено порядка 488,4 тыс. тонн, или 7 087 вагонов. А это всего лишь 31%.
Для увеличения темпов заготовки щебня и обеспечения открытия движения в текущем году необходимо дополнительно привлечение минимум 4-х составов и сокращения времени оборачиваемости составов с 8-10 дней, как это сейчас, до 6-7 дней.
На сегодняшний день интенсивность движения автотранспорта на участке «Атырау-Досор» достигает 7 тысяч единиц в сутки, а на участке дороги «Атырау-Астрахань» — уже 7 тысяч автомобилей в сутки. Очевидно, что по завершению реконструкции поток автомобилей здесь вырастет до 10-12 тысяч.
«Поэтому с учетом увеличения интенсивности движения в целях увеличения пропускной способности и обеспечения безопасности движения уже сегодня назрела необходимость проведения реконструкции участков дорог «Атырау-Досор» и «Атырау-Астрахань» под первую техническую категорию. Тем более что во время поездки Главы государства в Атыраускую область 8 ноября 2022 года было дано поручение о переводе участка автодороги «Атырау-Досор» из третьей технической категории в первую. Однако поручение до сих пор не исполнено. Отдельным блоком «дорожных проблем» выступают платные дороги. Анализ деятельности оператора платных дорог АО «НК КазАвтоЖол» (далее — КазАвтоЖол) показал, что за счет сборов платы за использование автодорог платные участки можно содержать в пределах норматива без привлечения бюджетных средств», — пояснил мажилисмен.
В 2013 по 2019 годы в Казахстане была внедрена гибридная система взимания платы за использование автодорог т.е. на выезде с платных участков установлены терминалы для оплаты и шлагбаумы на 4 участках: Астана-Щучинск, Астана-Темиртау, Алматы-Капчагай и Алматы-Хоргос. Сборы на данных участках составляют не менее 97%.
С 2020 года инвестор CVT согласно заключенному контракту с КазАвтоЖол на 6 участках — это Астана — Павлодар, гр.Узбекистана — Шымкент, Шымкент — Кызылорда, Шымкент — Жамбыл, Жамбыл — Кайнар и Алматы — Талдыкорган — начал внедрять первый этап открытой системы взимания платы, т.е. без терминалов оплаты и шлагбаумов. Со дня ввода этой открытой системы оплаты на данных участках начались проблемы по начислениям и дальнейшему сбору платы за проезд. Помимо того, что сбор составляет не более 60%, дебиторская задолженность по состоянию на 1 июня 2023 года составляет 6,5 млрд тенге.
При этом основной причиной образования такой задолженности стала некорректная идентификация автотранспортных средств.
В Республике Казахстан основным элементом, позволяющим идентифицировать автотранспортные средства, являются государственные регистрационные номерные знаки. Практика показывает, что, несмотря на ужесточение наказаний за нарушение правил использования, имеются факты частичного или полного скрытия и использования подложных государственных регистрационных номерных знаков. Данные факты усложняют идентификацию транспортных средств, их розыск, а также иные процессы в рамках национальной безопасности.
Между тем во многих странах мира таких, как ОАЭ, Турция, Китай, Малайзия успешно используются технологии встраивания в номерные знаки радиочастотных меток (RFID – Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация), что позволяет намного увеличить способность используемого оборудования для идентификации транспортных средств. Данная технология может быть внедрена в существующее производство государственных регистрационных номерных знаков. Ее применение позволит снизить дебиторскую задолженность, так как распознавание транспортных средств повысится до 98 %, начисление платы за пользование будет более корректным, уменьшится число угонов и использования транспортных средств в криминальных целях.
На основании вышеизложенного предлагается следующее:
— в целях обеспечения открытия движения на участке Атырау-Астрахань в установленные сроки необходимо в срочном порядке принять меры по обеспечению вагонами для доставки инертных материалов;
— оперативно решить вопрос финансирования проекта реконструкции автодороги «Атырау-Астрахань»;
— принять конкретные меры по переводу участков автодорог «Атырау-Досор» и «Атырау-Астрахань» в первую техническую категорию;
— организовать работу по использованию РФИД-меток в государственных регистрационных номерных знаков.