О ПОЛЬЗЕ НЕСТАНДАРТНОГО ПОДХОДА К РАБОТЕ
В областной прокуратуре состоялось заседание Общественного совета по вопросам обеспечения законности. Рассмотрен вопрос состояния прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским, административным делам и исполнительного производства, а также эффективность принимаемых мер. Кроме того, шел разговор об инновационном проекте Генеральной прокуратуры «Айќын» — «Прозрачность», который стартовал с 1 января 2014 года в государственных органах страны.
Расплатиться по долгам
Как было отмечено, основные усилия органов прокуратуры направлены на обеспечение соблюдения процессуальных прав граждан и юридических лиц, оказание содействия в вынесении судами законных решений. С учетом актуальности вопроса взыскания алиментов прокуратурой совместно с местными и уполномоченными органами приняты меры по трудоустройству безработных должников. В Центр занятости населения области направлен список в отношении 370 человек для дальнейшего трудоустройства. Удалось найти работу для 82 должников.
В период проведения акции должниками погашена задолженность по алиментам на сумму 3 млн. 391 тыс. 332 тенге, защищены конституционные права 67 детей. Кроме того, по мерам прокурорского реагирования реально исполнено 95 исполнительных документов о взыскании заработной платы на сумму более 26 млн. тенге.
Для активизации работы по исполнению документов о взыскании в доход государства предложено применять практику проведения различных мероприятий — акций, рейдов — с привлечением сотрудников органов административной полиции, налоговых служб и исполнительного производства. Работа по надзору за соблюдением законных прав и интересов участников гражданского, административного судопроизводства и исполнительного производства продолжается.
Виртуальная проверка
В Казахстане внедрен инновационный проект Генеральной прокуратуры «Айкын» — «Прозрачность». Уникальность проекта «Айќын» состоит в том, что впервые сами граждане и организации могут отслеживать ход рассмотрения своих обращений посредством Интернета. Данный проект предоставляет возможность физическим и юридическим лицам контролировать ход рассмотрения их обращений государственными органами в режиме реального времени. К примеру, отслеживать данные по заявлению, включая не только продвижение документа, принятие решения, но и факты нарушений сроков рассмотрения. Впервые возможностью проверить ход рассмотрения своего обращения воспользовались жители города Кокшетау Акмолинской области, где проводилась экспериментальная апробация. С дальнейшим поэтапным внедрением проекта увеличивалось количество подключенных к проекту госорганов, расширилась его география. С июля 2012 года «Айќын» был внедрен в центральных государственных органах в городе Астане, затем с апреля 2013 года заработал для обращений, поданных в акиматы городов Астаны, Алматы и областного уровня. На очередном этапе с 1 января 2014 года проект внедрен в городских акиматах, маслихатах областей и государственных органах областного уровня.
Механизм работы проекта достаточно прост. При подаче обращения лично в государственный орган заявитель получает от сотрудника канцелярии, принявшего обращение, талон с индивидуальным 18-значным номером. По данному номеру он может получить информацию о ходе и результатах рассмотрения обращения следующими способами: позвонив (бесплатно) на номера: 8 800-080-7777 (со стационарного), 1414 (с мобильного) и продиктовав номер талона оператору. Или отправив sms-сообщение с номером талона на 1012 (15 тенге на все операторы связи). Кроме того, войдя на сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан: http://service.pravstat.kz, выбрав раздел «Обращения в государственные органы», набрать номер талона.
В случае выявленного нарушения заявитель может обратиться в Саll-центр Генеральной прокуратуры Республики Казахстан на номер 115. Со своей стороны надзорный орган в лице Комитета и его территориальных органов осуществляет постоянный мониторинг сроков рассмотрения обращений в государственные органы.
До 2015 года система контроля должна охватить все государственные органы страны, вплоть до районного уровня. Учитывая, что большое количество казахстанцев направляет свои обращения по почте, с АО «Казпочта» прорабатывается вопрос выдачи таких талонов гражданам, отправляющим обращения заказным письмом. Сотрудник почты будет выдавать им талон с номером, корешок которого будет прикрепляться к письму. Комитетом дорабатывается техническая возможность прикреплять сканированный ответ к порталу. В перспективе по талону заявитель сможет не только узнать ход рассмотрения, но и при наличии ответа увидеть его еще до официального получения оригинала в руки.
Светлана НОВАК