НАУРЫЗ: ПРОНИКАЯ В СУТЬ И ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ

ANU 3655 копия Общество

Независимость и суверенитет Казахстана, безусловно, способствовали духовному и культурному возрождению казахского народа, принесли с собой поистине живой источник энергии и энтузиазма, а также повышенный интерес казахского народа к своему прошлому, настоящему и будущему.

 К примеру, в 1997 году, который был назван годом национального согласия и памяти жертв политических репрессий, впервые по-настоящему узнали и поняли, у какой опасной черты стояли мы. Оказывается, не только великие сыны казахского народа стали жертвами политических репрессий и были безжалостно уничтожены кровавым режимом. На грани исчезновения оказались многовековая история, родной язык, быт, национальные традиции и религия.

А 1998 год запомнился нам как год народного единства и национальной истории. Как высказался поэт-философ, народный писатель Республики Казахстан Кадыр Мырза Али: «Наша история — история громадная, однако учебник по ней очень тонок», оказалось, что мы очень мало знаем о духовном, культурном, героическом прошлом своего народа.

Огромное значение имел для нас также тот факт, что 1999 год был объявлен годом единства и преемственности поколений. Дело в том, что однобокая советская идеология и политика СССР оказали сильное негативное влияние на национальные традиции, а также взаимопонимание между представителями разных поколений. К примеру, подверглись сильному изменению традиционные взаимоотношения между бабушкой и снохой, дедом и внуком. Нарушилась цепь преемственности, передачи опыта и назиданий, которые прошли сквозь сито времени и являются главным достоянием в деле воспитания подрастающего поколения. Бесценный кладезь народной мудрости чуть не порос бурьяном.

В Казахстане Наурыз не праздновался всенародно с 1926 года по 1988 год. Таким образом, на протяжении многих десятилетий в результате претворения в жизнь так называемой политики «расцвета и сближения наций», а точнее превращения всех народов СССР в одну нацию — была разорвана преемственность поколений, забыты национальные традиции, обычаи. И только с приобретением суверенитета и независимости казахский народ постепенно, но уверенно возвращается к своим истокам.

Один из таких истоков — это культурно-познавательный праздник Наурыз, который является днем начала весны по старому восточному календарю. И именно 22 марта, как и все народы Востока, казахи встречают новый год.

В советское время Наурыз был причислен в ряд религиозных мусульманских праздников и, естественно, не отмечался. Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления в Казахстане. Он возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз — начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. Не зря праздник Наурыз считается одним из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны, обновления природы и начала года многими народами Азии, а по некоторым данным — и у восточных славян. Например, исторические сведения об этом празднике встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году (Навруз). Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти и в настоящее время приобрел новый духовно-этический смысл.

 

ООН приняла резолюцию, которая признала 21 марта Международным днем Наурыза, и призывает государства — члены этой организации — прилагать усилия для распространения знаний об этом древнем празднике.

Наурыз празднуется весной, когда только начинает пробуждаться от зимней спячки земля. А совпадение великого праздника с законами природы просто поражает воображение: продолжительность ночи и продолжетельность дня сравнялись, в ночь с 21 на 22 марта начинается точка отсчета в пользу дневного времени.

Праздник Наурыз в старину начинался 22 марта и длился целый месяц, в течение которого начинает цвести трава, все оживало, земля ждала семени, чтобы дать обильный урожай. А домашние животные приносили приплод. Люди в этот праздничный день, одевшись в красивые наряды, с веселым настроением ходят в гости друг к другу. Гостей угощают «наурыз коже» и другими национальными блюдами, их, кстати, должно быть не меньше семи. Устраиваются коллективные гуляния, конноспортивные соревнования. С утра до ночи не смолкают смех и песни.

Немаловажную роль играет также подготовка к празднику. По традиции считается, что если дом внутри и снаружи не сверкает чистотой и белизной, то в такое жилище новый год не входит и в нем в течение года не совершится никаких положительных изменений. Поэтому накануне праздника в домах проводится генеральная уборка, а также во дворе и хозяйственных постройках.

Во-вторых, вся домашняя утварь не должна валяться на полу или оставаться в сундуках, а должна быть вся вывешена, выставлена на свежий воздух, чтобы она проветрилась и была обогрета лучами весеннего солнца нового года.

Существует также поверье о том, что если Новый год встретят в доме с пустой посудой, то и весь год эта посуда останется пустой, то есть весь год в семье будет недостаток в еде. Поэтому принято наполнять всю посуду в доме в канун праздника различными яствами и угощать ими гостей.

Одна из основных традиций в этот знаменательный праздник — «корiсу». Эта традиция у казахов возникла неслучайно: наши предки вели кочевой образ жизни. Занимаясь скотоводством, часто меняли места для пастбищ. Поэтому несколько месяцев они находились на зимовке скота и не имели возможности видеться друг с другом. А с наступлением весны, когда таял снег и прокладывались дороги в степи, и чуть-чуть меньше забот было в домашнем хозяйстве, люди начинали ходить друг к другу, чтобы повидаться со своими родными и близкими, узнать об их жизни, делах.

В Наурыз, обычно к обеду, как в первый день нового года, в аулах собираются советы старейшин и обсуждают основные заботы будущего года.

В начале беседы аксакалы чтят память умерших и вспоминают тех, кто не смог пережить прошедшую зиму. А также обсуждают судьбу и будущее тех, кто остался сиротами, добрым и отзывчивым людям поручается взять над ними опекунство, чтобы помочь им встать на ноги. Никто и не помыслил бы отдать ребенка в детский дом.

Далее обсуждается будущее молодых неженатых людей и засидевшихся дома девиц. Планируются пути содействия семьям, имеющим таких детей, им предлагается познакомиться и посвататься, они поддерживаются морально и материально.

Также на совете старейшин аксакалы обсуждают вопросы о выборе новых мест для пастбищ, сенокоса в новом году. Уделяется внимание и чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям, засухе, а также обороне родины от внешних врагов. Словом, это как бы подведение всех итогов и перспективный план, утверждаемый на год.

Главное блюдо праздника — «наурыз коже» — также не зря вошло в традицию казахов. В его основе лежит стремление людей к единству и дружбе.

По этому поводу существует легенда. В древние времена в народе однажды произошел раскол. Злые люди посеяли раздор. Мужчины не могли договориться между собой. Младшие не слушались старших. Хозяйство начало рушиться. Единство народа, дружба людей не почитались.

И тогда собрались со всех концов страны аксакалы на совет старейшин. Они решили поставить самый большой казан, блюда, приготовленного в нем в день празднования Наурыза, хватило, чтобы его отведали все собравшиеся. После трапезы самые авторитетные аксакалы объявили народу следующее: «Даже псы, вскормленные, будучи щенятами, грудью одной матери, никогда не грызутся между собой. Ибо они осознают, что приходятся друг другу братьями. Так и мы с вами сегодня собрались на праздник и, словно дети, вскормленные одной матерью, попробовали пищу из одного общего казана. Отныне и во веки веков мы с вами, как родные братья и сестры, должны любить и уважать друг друга!»

Таким образом, люди вновь обрели единство и согласие, забыв все прошлые обиды. С тех пор неизменная традиция у казахов — приготовление наурыз-коже, а также угощение им всех, кто пожалует в эти дни в их дом.

Такая замечательная традиция свидетельствует не только о широте души и гостеприимстве казахского народа, но и о стремлении к единству и согласию между людьми.

И сегодня, когда наш Президент неизменно призывает нас к единству, согласию, взаимоуважению, когда Наурыз объявлен одним из главных праздников суверенного Казахстана, он стал поистине народным и всеобщим.

 Абат КЕНЖЕГАЛИУЛЫ,

член Союза журналистов РК, деятель культуры Казахстана

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна