НАДЕЖНЫЙ ЗАСЛОН КОРРУПЦИИ
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев отметил, что для решения всех задач Новой экономической политики «Нұрлы жол — путь в будущее» и достижения главной цели Стратегии «Казахстан-2050» мы должны укреплять наше государство в ходе последовательного проведения пяти институциональных реформ. Сильным и успешным будет только государство с современным, профессиональным и автономным государственным аппаратом.
«Государство должно создать условия, при которых использование служебных полномочий в корыстных целях станет невыгодным и невозможным. Для этого надо перенять лучший мировой опыт в этой работе», — сказал Елбасы. Исходя из этих позиций и была разработана Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы.
Ее основные направления согласуются с программами дальнейшей модернизации правоохранительной системы, противодействия теневой экономике, антикоррупционной программой партии «Нұр Отан» и направлены на достижение целей Стратегии развития «Казахстан-2050».
Цель антикоррупционной стратегии заключается в повышении эффективности соответствующей политики. Она предусматривает комплекс мер, большая часть которых носит превентивный характер, по устранению предпосылок коррупции, искоренению причин и условий, ее порождающих.
Шесть ключевых направлений противодействия коррупции — основа стратегии. Они охватывают вопросы, касающиеся противодействия этому явлению в сфере госслужбы, в квазигосударственном и частном секторах, внедрения института общественного контроля, формирования антикоррупционной культуры и развития международного сотрудничества. Важно отметить, что теперь акценты в работе смещаются на профилактику.
Так, всеобщим декларированием доходов и расходов будут охвачены все государственные служащие. Это позволит проводить мониторинг динамики их имущественного положения. При этом в случае, когда госслужащие не смогут доказать законность происхождения своего имущества, их ждет ответственность за незаконное обогащение.
Закрепление права получателей публичной информации в свою очередь позволит создать целую систему общественного контроля и обеспечит широкое вовлечение гражданского общества в противодействие коррупции. Например, получив доступ к соответствующим электронным ресурсам, граждане смогут отслеживать процесс предоставления жилья и мест в детских садах от постановки на очередь, продвижения в ней до итогового решения. Более того, свободный доступ к информации, увеличение доли быстрых автоматизированных услуг исключает личные контакты граждан с госслужащими и, соответственно, возможности для предложения взяток с целью решения вопроса в свою пользу. На сегодняшний день органами государственных доходов оказывается 52 услуги, из которых автоматизированы 23 налоговые и 3 таможенные услуги, представляемые через веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz и ведомственный портал Комитета Госдоходов МФ РК.
Так, за 2014 год органами государственных доходов области всего оказано 525 201 государственных услуг, из которых представлено:
— в электронном виде — 391 542 услуги или 75%.
За 1 квартал 2015 г. всего оказано 170 999 государственных услуг, из которых представлено:
— в электронном виде — 141 272 услуги или 83%.
В 2014 г. проведена реконструкция Центра приема и обработки информации управления госдоходов по Жылыойскому району в г. Кульсары. В начале текущего года завершена реконструкция Центра приема и обработки информации, установлена электронная система управления очередью, расширена площадь Терминала налогоплательщика управления госдоходов по г. Атырау и увеличено количество компьютеров до 40 (самое большое количество по республике).
Важное направление стратегии — противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторах. Предпринимательское сообщество должно осознать, что вхождение Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира возможно только при соблюдении бизнесменами принципов деловой этики и добросовестного ведения бизнеса.
В связи с этим будут приняты меры по созданию условий для обеспечения прозрачности при оказании услуг через расширение использования электронных технологий в банковской сфере, установление четких критериев для определения тарифов в сфере естественных монополий, сокращение участия государства в строительной и других отраслях экономики.
Ключевым направлением стратегии является повышение антикоррупционной культуры, которая будет формироваться в русле идеологии «Мәңгілік Ел». Антикоррупционное обучение охватит все учебные заведения, государственные органы, гражданское общество и поможет повысить уровень правовой грамотности, сформировать к любым проявлениям коррупции. Немаловажна здесь и роль средств массовой информации, создающих необходимый информационный фон, который будет способствовать выработке активной гражданской позиции, деятельному участию общества в процессе противодействия коррупции.
Новизна стратегии — в ее нацеленности на профилактику коррупции и устранение причин и условий, ее создающих. Профилактика коррупции должна стать личным делом каждого из нас, а честность, справедливость и неподкупность — нормой поведения. Важно прививать эти качества с раннего детства в семье, воспитывать личность в духе патриотизма и неприятия коррупции.
Мади ТАКИЕВ,
руководитель департамента госдоходов
по Атырауской области