А У ВАС КТО КУЙЕУ БАЛА?

семейные Общество

«Вы не представляете себе, как непросто жить в межнациональном браке. В браке, где супруги до похода в загс были разных вероисповеданий. Это сейчас я — наполовину казашка и наполовину узбечка, воспитанная в семье, где каждую пятницу жарят баурсаки и ходят в мечеть, замужем за мужчиной корейской национальности, который крещен в православной церкви. Но когда любишь, ничего не замечаешь, справляешься со всеми трудностями.

А еще в браке я стала отмечать три Новых года!»

Так начала свое письмо жительница Атырау Индира. Узнав, что в «Прикаспийке» открылась новая рубрика, она решила написать нам о себе. Индира говорит, что сегодня очень много смешанных браков, и в этом нет ничего удивительного.

«Когда я познакомилась с Романом, у нас у обоих даже в мыслях не было спросить о национальности, о вероисповедании. Эта была любовь с первого взгляда. И когда он после нескольких свиданий привел меня домой познакомить со своей мамой, я была удивлена — он, оказывается, кореец! Его мама тоже не ожидала, что у Ромы будет такая подруга. Но мы быстро друг к другу привыкли, и в следующий раз, когда мы пришли пить чай, я уже записывала рецепт чимпеней и пигоди, моих любимых корейских блюд. А мама — так я ее сейчас называю — в свою кулинарную книжку с удовольствием внесла рецепт моей мамы, которая до переезда в Атырау жила в Алматы, где много уйгуров, — лагмана, их национального блюда.

Но национальные блюда — это одно, а традиции, обряды — уже другое. Индира стойко принимала все нравоучения свекрови, как подобает жене ее сына себя вести как дома, так и в обществе. Девушка привыкла, что раз в году корейцы ездят на кладбище — так называемый родительский день, посещают могилы усопших родных, поминают их пирогами и чимпенями. Роман же вот уже пять лет просит каждую пятницу Индиру жарить баурсаки — жума все-таки. Знает все про казахские народные приметы, особенно относительно нашего региона — преднаурызовский корису, апрельские бес кунаки, а в гостях у казахов обязательно дождется последнего стола, чтобы отведать любимого бешпармака.

«В нашей семье Новый год не только 1 января, — пишет Индира. — Он еще в начале февраля, когда справляется корейский Новый год и, конечно, наш любимый Наурыз!»

По данным агентства по статистике, сегодня в Казахстане достаточно высокий показатель этнически смешанных семей дают представители таких национальностей, как русские, украинцы, немцы, татары и белорусы.

Но набирает ход и другая тенденция — браки казашек с неказахами. Это новое явление в сфере института брака и семьи в Казахстане. Однако, с другой стороны, в такой стране, где уже многие десятилетия бок о бок с коренным населением живут другие многочисленные этнические группы, смешение до тех или иных пределов должно быть неизбежно. Хотя в этом смысле казахское общество до сравнительно недавнего времени оставалось консервативным: женитьба казаха, особенно образованного, на девушке или женщине неказахского происхождения воспринималась достаточно спокойно еще с дореволюционных времен (вспомним здесь лидера «Алаш Орды» Алихана Букейханова и его главного идеолога Ахмета Байтурсынова, оба они были женаты на женщинах русского происхождения). Для мужчин барьера в форме общественного неприятия смешанных браков не было. После Великой Отечественной войны женитьба на женщинах русско-славянского и европейского происхождения было вполне обычным явлением даже в самых отдаленных казахских аулах.

А вот казахская девушка, пожелавшая выйти замуж за неказаха (представители таких близкородственных народов, как киргизы, каракалпаки или ногайцы — не в счет), в принципе, не могла рассчитывать на одобрение ни со стороны своей семьи, ни со стороны своей общины. Она, конечно, могла настоять на своем. Но при этом девушка уходила в другой мир. Мир, в котором она выросла, оказывался как бы отрезанным от нее. Ибо традиции казахов были и есть таковы, что выданная замуж девушка как бы отдается другой стороне насовсем.

Но это все — раньше. Мы пришли к этому выводу, сделав небольшое исследование. Так, с начала этого года в нашем регионе зарегистрировано несколько десятков браков казашек с иностранцами. В Атырау среди иностранных «к?йеу бала» превалируют итальянцы, шотландцы, турки.

«Резкое увеличение количества смешанных браков казашек с немусульманами и иностранцами мы можем сейчас смело включать в число значительных перемен, которые произошли с казахским обществом за последние десять лет, — говорит Дарига Бекбосунова, эксперт в области семейных отношений. — Каким окажется воздействие этих новых веяний для традиционалистского общества, покажет время. Ясно только одно: в конечном итоге оно окажется огромным».

НА ЗАКАЛКУ СТАНОВИСЬ!

В городских детских садах заметно оживление: малыши начали посещать детский коллектив после зимних отпусков. По нашим данным, большая часть младших групп с декаб-ря по февраль пустовала. Так родители пытались избежать острых вирусных инфекций, простуд, держа чадо дома. Между тем, начать закалять ребенка в возрасте 2-3 лет — одна из реальных возможностей, способствующих укреплению иммунитета.

 

В этом уверена педиатр Гульжан КУДАЙБЕРГЕНОВА. Она поведала, что основная цель, которую преследует закаливание ребенка, касается нормализации процесса терморегуляции.

— То есть малыш, привыкший к перепаду температур, адекватно реагирует на легкое переохлаждение, не заболевая, — говорит педиатр. — Уверена, что к трем годам о пользе солнечных и воздушных ванн знает практически каждый родитель — в этом можно убедиться, если вы выйдете в скверы и парки или на нашу центральную набережную в районе с 10 до 12 часов. Там гуляет множество мам, пап и бабушек с малышами. Поэтому нам остается определиться лишь с тем, как проводить водные процедуры.

Итак, начинать следует с влажных обтираний. Для этого берется махровое полотенце, смачивается в теплой воде, отжимается. Им обтираются ручки, ножки и спинка ребенка. Вытирать после подобной процедуры малыша не следует. Обычно обтирания влажным полотенцем рекомендуют для новорожденных, но если ребенок слишком болезненный, то и в 3 года не поздно пробовать именно этот способ закаливания. Постепенно температура снижается вплоть до комнатной. Если ребенок нормально переносит обтирания, можно переходить к обливаниям.

Начинают обливания с кистей рук и ног водой, на несколько градусов прохладней той, что предназначена для купания. Постепенно температура воды снижается, доходя до комнатной, но это возможно лишь в том случае, если ребенок нормально переносит процедуру обливания. Она должна восприниматься адекватно, а не сопровождаться ежедневными скандалами, так как состояние нервной системы оказывает едва ли не доминирующее воздействие на иммунитет.

Среди тонкостей того, как закалять ребенка 3 лет, находится время начала и регулярность данного процесса.

Заниматься закаливанием можно лишь в том случае, когда ребенок полностью здоров. Даже простейший нас-морк в результате подобных водных процедур может перерасти в более серьезное заболевание. Если же у малыша имеются хронические заболевания, то лучше всего проконсультироваться по поводу закаливания с лечащим педиатром, который наблюдает ребенка с рождения. Также не следует ожидать одномоментного результата от обливаний, при постепенном понижении температуры и привыкании малыша, рассчитывать на какое-либо воздействие на иммунитет раньше, чем через месяц, просто не имеет смысла.

Гульжан Кудайбергенова подчеркнула, что желательно закаливаться всей семьей — так вы покажете пример малышу. И еще следует совмещать закаливание с воздушными процедурами и полноценным питанием. В этом случае можно достичь наибольшего эффекта в борьбе за здоровье ребенка.

Поделиться с друзьями
Аватар

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна