Общество

Нағыз қазақ – домбыра

Мазен Шакиев живет в селе Таскала-3. Это один из самых дальних населенных пунктов областного центра. Но, несмотря на это, его хорошо знают в городе и часто приезжают сюда в любое время суток. Мазен Шакиев – мастер прикладного жанра, один из редких людей, который может простое дерево превратить в произведение искусства.

Марина КУАНЫШЕВА

Мазен ага – поджарый, очень аккуратный, немногословный человек с богатым внутренним миром. Не имея никакого диплома, только среднее образование, человек всю жизнь занимался самообразованием – читал, слушал увлекательные рассказы аксакалов. «Моя академия – это казахские степи, просторы, ветер и запах полыни», – скажет он нам. Много общался со старшим поколением и готов помочь каждому, кто хотел бы приобрести сундук, домбру, кобыз – все, что связано с казахским национальным прикладным искусством.

Рано или поздно человек все равно придет к тому, чего желает душа и просят руки. Так случилось с нашим героем. Мазен ага работал помощником машиниста тепловоза. Этому делу специально не учился, просто пошел работать на железную дорогу после окончания школы. Но хотелось другого – творить, ваять, создавать.

Увлечение прикладным искусством у меня началось с того момента, когда пацаны впервые начинают делать рогатки, – рассказывает Мазен ага. – Я старался, чтобы моя рогатка получилась красивой, изящной. Строгал ее, вырезал на ней узоры. И свою лянгу старался делать красивой. В 90-е годы, когда в стране было трудно, а работы не было, я уже серьезно увлекся прикладным искусством. Мой путь к изготовлению домбры был нелегким. Я начинал с камшы, торсыков. К тому времени познакомился с известным в Алматы прикладником Сериком Наурызалиевым, которого считаю своим наставником.

Как-то раз домой к Шакиеву приехал преподаватель музыкального училища Боздак Рзаханов (к слову, один из самых ярких, талантливых преподавателей класса домбры, многим открывший двери в мир музыки). Он привел с собой своего ученика по имени Асылбек и попросил мастера изготовить для него домбру. Позже Асылбек, окончив училище, направляется на учебу в консерваторию. А впоследствии молодой музыкант выступал в составе национального оркестра имени Курмангазы. Так вот, видя талант своего ученика, чувствуя его огромный потенциал и большое будущее, Боздак Рзаханов обратился к Мазену Шакиеву с просьбой сделать для Асылбека самый лучший инструмент. Мастер очень старался, вложил в процесс всю душу, и домбра получилась живой, настоящей красавицей. Шакиеву даже жалко было отдавать свою первую работу. Но раз уж обещал! К сожалению, сейчас он ничего про Асылбека и свою первую домбру не знает, не помнит даже фамилию музыканта, а вот Боздак Рзаханов советами и подсказками открыл дорогу в процесс изготовления домбры.

У многих восточных народов есть свои национальные инструменты, похожие по форме звучания на нашу домбру. Они даже по названию схожи. Но только казахский народ вознес ее до культа. Казахская домбра имеет всего два вида – альт-домбра, рассчитанная в основном для детей, и тенор-домбра. В общей сложности ее длина составляет метр, где-то может чуть больше, где-то меньше. Основа домбры не должна быть меньше 40 сантиметров. Для хорошего звучания домбра изготавливается непременно из натурального дерева. Как правило это кызылагаш, бук, клен и палисандр. А в нашем регионе такие деревья не растут. Поэтому приходится собирать материал со всех концов Казахстана, откуда только можно. Можно и другие деревья для изготовления домбры использовать, но звучание будет уже совсем не такое, как требуется.

Было время, когда мастера собирали сведения о сносе старых домов. В старину дома строили из настоящего дерева. И когда такой дом разбирали, можно было найти хороший материал – натуральное дерево. Мазен Шакиев до сих пор идет по этому проверенному пути.
Самое главное в процессе изготовления – это толщина основы и процесс сушки дерева. Материал нельзя сушить на солнце или у батареи. Чтобы домбра лучше звучала и дольше хранилась, надо сушить дерево при комнатной температуре, избегая сырости.
Как говорит мастер, немаловажную роль в звучании домбры играет клей. Чтобы создать корпус инструмента, надо склеить, как скорлупу, семь одинаковых деталей. Семь – это самое наименьшее число основы домбры, порой и 21 деталь приходилось собирать. Склеивать основу домбры очень трудно. Именно от этого в большей степени зависит звучание. Для начала изготавливается клей. Это тоже нелегкий процесс. Настоящие мастера берут за основу клея плавательный пузырь рыбы, сушат его, затем перемалывают. Сейчас, конечно, появился бесшовный клей, всякие суперские новинки, но рыбий клей – природный товар, для изготовления домбры применялся испокон веков, и ему до сих пор нет равноценной замены.
Струну для домбры подбирают уже сами музыканты. Они подсказывают, какая требуется. Если это просто музыкант, участник оркестра, кюйши, то у него струна должна быть тоньше, чем у исполнителя песен под аккомпанемент домбры.

– Снаружи домбра должна быть красиво оформлена, – продолжает Мазен ага. – Я обычно делаю основу светлой, а узоры – темные. При этом краска ни в коем случае не применяется. Все натуральное, древесное. Здесь приветствуется игра цветов. Оттенки у деревьев разные – от белого до иссиня черного. Можно на основе домбры сделать узоры. Это тоже непросто, много времени уходит. Зато такая домбра получается живой. Казахи ведь в большинстве суеверные. Просят сделать побольше орнамента или вырезать узор от сглаза. Многие забывают одну деталь. Домбра, как любой другой музыкальный инструмент, очень не любит сырость. Если помещение влажное, считай, ваша домбра пропала. Казахи любят ставить домбру в углу дома – на почетное место. Это неправильно. Именно с углов начинается сырость. Точно также инструмент не любит прямых попаданий солнечных лучей. Когда вижу на рынках домбры, вывешенные в ряд на открытом солнце, сердце кровью обливается. Разве можно так с инструментом обращаться?! Самый лучший вариант хранения домбры – в футляре при комнатной температуре, желательно на высоком месте. Если это требование выполнять, домбра будет служить вам, вашим детям и внукам.
В общей сложности, если все материалы под рукой, хорошую домбру можно сделать за 2-3 недели. На готовой домбре можно сразу играть.

– В 1994 году, когда Первый Президент приезжал в наш город, от Атырауской области ему подарили мою домбру, – продолжает Мазен ага. – В декабре 1997 года, когда в Атырау проводили Президентскую елку с участием Нурсултана Назарбаева, в подарок областной акимат вновь подарил ему изготовленную мной домбру. Мне передали, что Нурсултнау Абишевичу очень понравился инструмент, ведь он сам играет на ней и хорошо разбирается в музыке. Я был очень рад этому.

Кроме того, я изготовил несколько кобызов. Создать этот инструмент намного сложнее, чем домбру. В 1991 году один такой кобыз улетел в далекую Мексику, когда впервые делегация нефтяников нашей области посетила эту страну.

О М. Шакиеве есть сведения в Атырауском областном историко-краеведческом музее.
Пока мастер рассказывал нам о своих творениях, мы обратили внимание, что, кроме музыкальных инструментов, Мазен ага изготавливает сундуки. Вырезанные на них орнаменты буквально завораживали. Хотелось прочесть рисунок. Сундуки эти – настоящее произведение искусства, из чистого дерева, тонкая, ювелирная работа с эксклюзивными, причудливыми замысловатыми формами. Просто загляденье! На дне такого сундука есть даже секретный сейф. Он стал бы роскошным подарком в качестве приданого для невесты. И даже бесик мастер делает в виде лиры – древнегреческого музыкального инструмента, чтобы дети сладко спали в нем.

Мы еще долго беседовали с мастером о жизни. На вопрос: «Есть ли у вас ученики?» мастер ответил:

– К сожалению, нет. Пока. Это должно идти от души, как-то само собой. Руки должны сами просить такой работы. Люди приходят, смотрят, восхищаются. Но не более. Здесь, знаете ли, такое дело, когда заставить просто невозможно. И даже заинтересовать не получится. Все должно исходить от самого человека, его желания.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button