МУЗЫКЕ СТЕПИ — ЗВУЧАТЬ…
Домбрист, дирижер, Народный артист Казахстана, заслуженный работник культуры Республики Казахстан, кавалер ордена «Парасат», многих медалей Рысбай Габдиев родился в 1936 году в ауле Кызылжар Астраханской области. Но вскоре семья переехала в Атыраускую область. После школы он закончил Алматинское музыкальное училище, а уже в зрелые годы закончил заочное отделение Шымкентского института культуры им. Аль-Фараби по классу дирижер. Домбрист и концертмейстер казахского оркестра народных инструментов, преподаватель Атырауского музыкального училища, директор музыкальной школы в Доссоре, декан музыкального факультета Атырауского педагогического института, художественный руководитель и главный дирижер оркестра народных инструментов им. Дины Нурпеисовой — вот вехи его трудового пути с 1990 года и до последних дней жизни.
С концертной программой оркестр, в репертуаре которого были произведения Курмангазы, Дины, Даулеткерея, Сейтека, Есбая, Ергали, а также кюи Казангапа и Абыла, побывал во многих городах Казахстана и зарубежом. В золотой фонд Казахского телевидения включены два его концерта. Его репертуар был записан на трех грампластинках под названием «Байжұма». Свою творческую деятельность Габдиев активно сочетал с преподаванием.
С раннего детства он выделялся среди ребят своей сосредоточенностью, устремленностью. Оставшись наедине с открывшейся взору далью, он впитывал в себя все звуки Степи, слушал и не мог наслушаться. Рысбай страстно любил народную музыку.
— Традиционная музыка казахского народа — богатейшая сокровищница духовного наследия, — говорил он в одном из своих интервью. — Выдержавшая испытания веками, воплотившая в себе всю творческую одаренность и мудрость народа, приобрела особую историческую значимость, особую ценность — и художественную, и культурную. Казахская степь веками жила одухотворенная поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха — она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде… Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных инструментах. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения.
Не прельстившись вполне благополучной карьерой в оркестре имени Курмангазы, куда его приняли сразу после окончания музыкального училища, молодой музыкант в начале 60-х вскоре уехал в края, где, кажется, каждый камень, каждая травинка пропитаны духом великих домбристов, чтобы сохранить эти традиции, приобщить к музыке как можно больше людей. Он был преподавателем музыки, немало сил приложил к созданию в Доссоре музыкальной школы. Работал ее директором, одновременно организовал оркестр нефтяников, который в свое время успешно гастролировал в Москве, а в Софии в Болгарии занял первое место и получил золотую медаль. Он вообще всю жизнь создавал музыкальные коллективы. Будучи в 80-90-х годах деканом музыкального факультета Атырауского педагогического университета, организовал оркестр народных инструментов имени Дины Нурпеисовой, Атырауский областной академический оркестр народных инструментов. С ними на международных фестивалях завоевывал призовые места. Р. Габдиев — автор многих книг по методике преподавания на домбре.
Естественно, и в доме у них было царство музыки. И, приобщившись к этому волшебному миру, все дети его тоже выбрали для себя такую стезю. Дочь Акмарал создала хор ветеранов войны и труда. Сыновья Мухадас и Арстанбек работали в оркестре имени Дины Нурпеисовой. Мухадас, выбравший для себя баян, достиг такого совершенства в игре, что получил Гран-при на международном музыкальном конкурсе в итальянском городе Монтази. А по поводу Арстанбека отец шутил, что если у Курмангазы царицей была правая рука, а у Дины — левая, то у него обе виртуозны. Ему он и завещал свою домбру. Музыкальное образование получили и другие внуки.
Младшая дочь Айман, единственная «отступница» от профессии отца, педагог, зато воспитала достойную наследницу дедушки, юную скрипачку БибиФатиму знает весь мир.
У него много последователей. Как вспоминает один из известных музыкантов, участник первого состава оркестра, участвовавшего в концертах в Москве Ахмет Ихсанов: «Это человек, постоянно вызывавший мое восхищение с первого дня знакомства. Он выделялся из всех нас, музыкантов, своей элегантностью, культурой, которая ощущалась во всем. Он, например, не хватался за домбру по поводу и без, как это часто бывает с людьми, считающими, что они умеют играть. Но если уж был настоящий повод, соответствующее настроение, то домбра в его руках пела, очень убедительно доказывая, что нет ему среди нас достойных соперников. Он с инструментом был словно одно целое, через него свою душу раскрывал. А так был очень скромный, сдержанный. Но я бы не назвал его человеком осторожным. Помню такой случай. После окончания училища, он вернулся в город, тогда ему предложили работать в ДК АНПЗ, попробовать создать оркестр. Естественно, не все верили, что у него выйдет: молод, да и специальность его — домра-прима, а это не скрипка, не фортепиано. И вот они с Бэлой Давыдовной Юнович (тогдашним художественным руководителем) решили показать, на что способна домра-прима. Прямо в ходе концерта он подошел к пианисту, исполняющему «Светит месяц» и вступил в музыкальный дуэт. Без репетиций, более того — без предварительной согласованности с музыкантом, он великолепно вписался в мелодию, тем более что домра по звучанию очень схожа с балалайкой. Зрители были в восторге. И дальше ему было уже проще собирать музыкантов, которые убедились в его музыкальности и виртуозности исполнения. И потом, сколько бы оркестров он ни создавал, дирижировал ли «чужим» коллективом, он умел добиваться полной отдачи и синхронности от музыкантов. Он, вообще-то, очень добрый и мягкий в обхождении с людьми, становился властелином, встав за дирижерский пульт».
Действительно, многие знавшие его, говорят, что отнюдь не случайно получил он свое имя повелителя кюев. И дирижерская палочка в его руках, становившаяся поистине волшебной, передавала подчинившимся ее движениям людям, всю суть, глубину мелодии.
Оразбай Раисов, ныне заведующий Домом культуры в Доссоре, тоже много лет прошедший по жизни рядом с Габдиевым, отмечает не только его большие организаторские способности и коммуникабельность, умение найти общий язык с любым человеком, независимо от возраста, ранга. Именно благодаря этому он сумел столько создать и организовать. Подчеркивает и настойчивость в достижении цели, что помогало отшлифовать дело до совершенства. Так, Макатский оркестр гремел на весь Союз. И еще одна характерная деталь — то, что он очень заботливо относился к талантливым людям, не смотрел на наличие дипломов, уровень знания нот. «Не бумажки главное, а талант, — говорил он. — И то, что с ним оркестр будет лучше звучать». Благодаря этому и «бездипломные» виртуозы получили возможность выступать в составе оркестра на самых престижных сценах.
Вежливо, но очень тактично Рысбай умел требовать собранности и дисциплины в процессе изучения произведения, репетиций, потому на концерте было такое взаимопонимание. И казалось, что мелодия льется сама собой.
Хотелось бы привести рассказ известнейшего и талантливого музыканта Гатау Ибишева об одном из конкурсов, где Габдиев выступал как домбрист. «Рысбай — безусловно, домбрист №1 в Казахстане. Он блестяще это доказывал не раз. Когда в 1998-м году в Алматы был конкурс, посвященный Курмангазы, представительство было очень солидное. Все маститые и известные исполнители. И еще один момент. Как известно, есть два вида, два стиля игры на домбре — токпе-кистевое и шетпе-пальцевое. В южных регионах больше поклоняются шетпе. И естественно, можно было предположить, что именно представитель стиля шетпе станет фаворитом публики. Но все три дня конкурса именно Рысбая не отпускали со сцены, заставляя (в нарушение всех правил) играть еще и еще. Если все играли по одному произведению, он исполнял три. Он тогда получил Гран-при.
Рысбай Габдиев по праву считается одним из самых талантливых музыкантов-народников республики. Его игра и поныне является эталоном. При жизни Рысбай удостоился звания лучшего продолжателя исполнительских традиций Курмангазы. Это выражалось не только в особом звукоизвлечении и технических возможностях домбры, которые музыкант мастерски использовал. Рысбай, исполняя кюи, сохранил в них именно те дух и юношеский порыв, которые были присущи музыке Курмангазы. Благодаря Рысбаю Габдиеву в свое время были записаны три гигант-диска с 28 кюями знаменитых домбристов прошлого, которые вошли в Золотой фонд Казахского телевидения и радио.
Как говорит Валентина Тулекова, деятель культуры Республики Казахстан, помощник руководителя Академического оркестра казахских народных инструментов имени Дины Нурпеисовой: «В творческом воспитании коллектива оркестра и создании его репертуара значительная роль принадлежит его основателю, художественному руководителю и главному дирижеру, народному артисту Республики Казахстан, профессору Рысбаю Габдиеву. Являясь подлинной душой оркестра, выдающимся музыкантом и талантливым организатором, он сумел объединить музыкантов и создать высокопрофессиональный коллектив. В 2000 году оркестру было присвоено почетное звание «Академический». В 2002 году принимал участие в Днях культуры Казахстана, которые проходили в г. Доха (Республика Катар). В 2007 году оркестр участвовал в международном фестивале «Серпер-2007», где был награжден дипломом.
Наш коллектив постоянно ставит концерты для учащихся общеобразовательных школ, студентов средних и высших учебных заведений г.Атырау. Каждое выступление сопровождается рассказами о старинных кюях, комментариями отдельных композиций. Ежегодно мы даем благотворительные концерты для коллективов воинских частей, школ-интернатов, Общества слепых, Дома престарелых. Наш коллектив находится на пути постоянных творческих поисков. Разнообразна его гастрольная география, она проходит по районам нашей области и за ее пределами. И эти традиции заложил профессор музыки Рысбай Габдиев. Сегодня в составе оркестра много учеников Маэстро. Оркестр постоянно обновляет свой репертуар в стремлении широко представить музыкальную культуру казахов.
Творческий коллектив прекрасно показал себя на Днях культуры Атырау в Астане. Для артистов и музыкантов нашего коллектива это большая честь и признание авторитета. В ознаменование 20-летия Независимости Казахстана и 150-летия первой казахской женщины-композитора Дины Нурпеисовой 13-20 октября 2011 года состоялись концерты Академического оркестра казахских народных инструментов имени Дины Нурпеисовой в Турции. Главная цель оркестра — знакомство широкой публики с народными инструментами казахов и передача мастерства последующим поколениям».
То есть мечта Рысбая Габдиева получает воплощение. Музыка Степи звучит по всему миру.
Любовь
МОНАСТЫРСКАЯ