МОЩНЫЕ ТУРБИНЫ «ЛЕЧАТ» В АТЫРАУ
В Атырау на новом заводе ТОО «Сервисный центр «Казтурборемонт», построенном в нашей области по государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития, отремонтировали первые турбины, используемые на экспортных газопроводах высокого давления. Но, не ограничившись этим, одновременно предприятие расширяет перечень своих услуг, осваивая выпуск сложных деталей и механизмов для нефтяных и газовых компаний.
Этот атырауский завод не только в Казахстане, но и во всей Средней Азии стал первым, где наладили ремонт газовых турбин.
Кстати будет напомнить, что завод во время одного из своих рабочих визитов в Атыраускую область посетил Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев. Внимательно ознакомившись с производственным циклом предприятия, Президент дал высокую оценку увиденному.
И предприятие, действительно, впечатляет — зрительно и особенно когда узнаешь, на что способны «умные» станки и другое оборудование, которыми оно оснащено.
— Особенностью нашего завода является его станочный парк, закупленный у лучших производителей подобного оборудования во многих странах мира — Германии, Италии, Российской Федерации, Чехии, Голландии, Австрии. Думаю, достаточно будет для примера сказать, что это оборудование позволяет обрабатывать детали весом до 20 тонн. При этом с точностью до 5 микрон, — рассказывает главный инженер завода Владимир Джундыбаев.
Раньше все турбины, в которых даже детали весят многие тонны, приходилось отправлять в соседнюю Россию или другие страны. Сами турбины весят 60 и более тонн. Но, несмотря на такую громоздкость и мощь, их ремонт требует ювелирной точности. На магистральных экспортных газопроводах при прокачке газа они работают под огромным давлением при температуре свыше тысячи градусов. Поэтому зазоры между узлами агрегатов исчисляются микронами. При этом не стоит сбрасывать со счетов, что металл, из которого изготовлены узлы турбин, особый. Рассчитанный на огромные температуры, он жаропрочный, очень твердый. Потому средства на оснащение и не экономились. Это оборудование стоит увидеть своими глазами. Взять, к примеру, токарно-карусельный станок, произведенный в Италии. Его вес — почти 130 тонн. Только под фундамент станка ушло 1200 тонн бетона. На станке можно обрабатывать детали длиной до 8 метров, шириной и высотой от 2 до 4 метров, а весом под 20 тонн. Но вот точность обработки такой «детальки» должна составлять до 5 микрон, фактически не видимых для человеческого глаза. Не менее впечатляет и токарный станок, также рассчитанный на обработку крупногабаритных деталей. И тоже с точностью до 5 микрон.
Но эта точность, как убеждены на предприятии, заказчику будет гарантирована. На заводе еще в процессе его строительства уделили максимум внимания подготовке профессиональных кадров, способных управлять сложнейшим оборудованием.
Ремонт турбин ведут настоящие профессионалы, прошедшие обучение в России, Италии, Германии и Чехии. Всего в дальнем зарубежье обучение прошли не только инженерно-технические сотрудники, но и 12 рабочих. Один из них Сапар Сабиров, обслуживающий горизонтальный карусельный станок с цифровым программным управлением. Основная его задача — расточка диафрагм для турбин.
— Мой станок весит более ста тонн. Но точность, с которой он шлифует детали, порой даже не различима глазом. Главное — следить за показаниями компьютера. Поэтому, считаю, мне повезло — работа хоть и ответственная, но интересная, — делится впечатлениями токарь Сапар Сабиров.
— Первые турбины, отремонтированные в Атырау, уже отправлены газовикам «Интергаз-Центральная Азия». Одна из отремонтированных турбин — марки ГТК-10-4 будет работать на газокомпрессорной станции Макат.
Специалисты завода уже провели монтаж и сейчас завершают подготовку к ее запуску. Отремонтированный ротор турбины ГТК-10-И доставлен на одну из компрессорных станций в Западно-Казахстанской области, — рассказывает главный инженер завода Владимир Джундыбаев.
Их место в цехах заняли еще две турбины. Всего же в этом году завод планирует отремонтировать три турбины ГТК-10-4 и два турбоагрегата ГТК-10-И. По словам главного инженера завода Владимира Джундибаева, рынок заказов просчитан. В первую очередь заказчиками должны стать компании «Интергаз-Центральная Азия» и «Казтрансгаз». Именно они используют для прокачки казахстанского, узбекского и туркменского природного газа турбины, на ремонт которых и рассчитано предприятие. Что немаловажно, межремонтный период работы турбин — пять лет. Так что портфель заказов, можно сказать, в наличии.
Но, освоив ремонт турбинного оборудования, заводчане решили расширить перечень своих услуг, предлагаемых нефтяным и газовым компаниям Казахстана.
Наше технологическое оборудование может производить не только ремонт газовых турбин. При его помощи можно изготавливать крупногабаритные конструкции, крепежные изделия, флянцы, сосуды высокого давления и многое-многое другое, — говорит начальник управления контроля качества предприятия Саин Молданиязов.
Сложные детали, изготовленные на заводе, уже использованы при строительстве установки, где будет вестись подготовка нефти морского месторождения Кашаган. Среди заказчиков — Каспийский трубопроводный консорциум, приступивший к расширению мощности прокачки казахстанской нефти с нынешних 28 до 67 миллионов тонн в год.
Это расширение только началось и продлится несколько лет. Поэтому есть уверенность, что КТК понадобится немало изделий, которые по силам изготовить в «Казтурборемонте». Хорошее сотрудничество налажено и с ТОО «Тенгизшевройл», как правило, привередливо выбирающее поставщиков оборудования. Не исключено, что свою роль сыграло создание лаборатории, укомплектованной необходимым оборудованием. Лаборатория прошла аккредитацию, и теперь вся выпускаемая продукция сертифицируется по мировым стандартам. Для ТШО заводчане уже изготовили различные фланцы.
— Еще одно направление нашей работы — это выпуск вспомогательного оборудования для газовых турбин. У нас уже есть успешный опыт изготовления воздухоподогревателей, агрегатов воздушного охлаждения масла в турбинах. Учимся восстанавливать некоторые узлы турбин, одновременно их модернизируя. Часть стандартов, технологий мы заимствовали в Российской Федерации. Но можно сказать, что на основе этих стандартов создали свои, более современные, — говорит Владимир Джундыбаев.
Раньше многие детали пришлось бы заказывать за рубежом, дожидаясь их много месяцев. Поэтому на заводе, где сегодня трудятся более ста семидесяти человек, не исключают, что число рабочих и специалистов будет увеличиваться.
Тем более, что предприятие будет с этого года работать не только по заказам нефтяников и газовиков. Есть договоренность, что заводчане помогут и городским предприятиям, также нуждающимся в ремонте своего оборудования. Можно сказать, что сотрудничество уже началось. С ТЭЦ привезли на ремонт ротор, снабжающее население водой предприятие попросило отремонтировать мощный насос.
Постепенно налаживаются контакты и с крупными мировыми компаниями. Один из примеров таких контактов — это монтаж турбины неподалеку от Шымкента. Изготовлена турбина знаменитой компанией «Роллс-Ройс». Раньше монтаж таких турбин, поставляемых в Казахстан, вели иностранцы. Очень редко это поручалось россиянам. Теперь монтаж доверен атырауской компании.
Виктор СУТЯГИН
здравствуйте.как можно связаться с руководством этого завода.я хотел бы оставить им свое резюме, я учился на газо паро турбиные установки и двигатели в городе Санкт-Петербург.на очном отделение-сейчас проживаю в городе атырау.заранее благодарю .мои контактные телефоны 87770612016, 87752232387, 456860 Лучинин Климентий Владимирович.
Я устроился на этот завод, в данный момент работаю инженер технологом!