Общество

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Организованная Атырауской Торгово-промышленной палатой бизнес-встреча предпринимателей нашей области с коллегами из Пензы (РФ) оказалась очень результативной для россиян.

Результат двухдневного визита впечатляет — около двух десятков подписанных договоров с местными предприятиями на поставку промышленных товаров и пищевых продуктов с Пензы. К примеру, для некоторых атырауских предприятий, занятых реализацией бытовой техники, пищевой продукции, теперь пензенские производители будут осуществлять прямые поставки. С российским ОАО «Завод Элетех» достигнута договоренность об открытии дилерского центра в Атырау, а с двумя представителями бизнеса обсуждены варианты прямых поставок продукции на строящиеся объекты. Выгодные контракты для себя заключили пензенское ЗАО «Охранная техника» и компания «СтанГрадъ».

На второй день делегация из Пензенской области в сопровождении заместителя председателя Торгово-промышленной палаты Атырауской области Эльмиры Доскалиевой посетила ТОО «АНПЗ» и «Заман Групп». С «замановцами» были обсуждены вопросы поставки оборудования для производства кондитерских изделий.

Руководитель делегации гостей, заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Пензенской области Владимир Паршин отметил большую результативность бизнес-миссии и поблагодарил организаторов за предоставленную возможность.

Понятно, что прошедшие мероприятия оказались полезными как для пензенских, так и для атырауских предпринимателей. Но, по большому счету, это очередной уход наших денег в бюджет других государств…

— Действительно, вы правы, эти мероприятия важны для пензенских предпринимателей, в нашем лице они нашли хороший рынок сбыта. Но ситуация сегодня такова, что нам нечего предложить. Летом пензенская Торгово-промышленная палата вышла к нам с предложением организовать эту бизнес-встречу, все расходы они взяли на себя. Мы помогли с организацией. Дело в том, что в 2005 году между нашими палатами подписано Соглашение о взаимном сотрудничестве. В последний раз они приезжали в 2007 году. У нас такие Соглашения подписаны со всеми торгово-промышленными палатами российских и белорусских городов, поэтому мы тоже можем попросить организовать аналогичную встречу у них. Но сегодня нам нечего предложить, в Атырау очень мало производства. Поэтому сегодня основная цель этих встреч — поддержка малого бизнеса, — отметила Эльмира Доскалиева.

Получается, государство оказывает всяческую поддержку бизнесу, финансирует, субсидирует, защищает, а мы так и будем позиционироваться как хороший рынок сбыта?

Свои мысли по этому поводу озвучил председатель Атырауского филиала Национальной палаты предпринимателей Асылбек Джакиев:

— То, что сами производители приезжают и предлагают свой товар в рамках Таможенного Союза, это хорошо. Для потребителя расширяется рынок, он получает возможность выбора, и важная деталь — чем больше товаров, тем меньше цена. Но к ответным визитам, к сожалению, мы не готовы. Нам нужно развивать свою индустрию, но у нас очень громоздкие законопроекты. Чтобы заняться производством, предпринимателю необходимо добиться тысячи согласований с различными инстанциями! У нас люди годами ждут решений на открытие магазина, поэтому можно представить, как нелегко начинать производство. Это большая проблема, но не единственная. У нас один предприниматель хотел организовать производство стирального порошка, но из-за привозного сырья себестоимость порошка оказалась очень высокой, в итоге цена стирального местного продукта стала выше известного брендового порошка «Миф». Очень много посредников задействовано, что также сказывается на цене поставок сырья. Еще одной причиной является инертность наших предпринимателей, и в итоге мы имеем то, что имеем, — отмечает Асылбек Джакиев.

Известный предприниматель, руководитель птицефабрики «Бакай кус» Алимжан Балжигитов, рискнувший открыть производство яиц в Жылыойском районе, по этому вопросу говорит следующее:

— Почему местные предприниматели неохотно идут на открытие производств? Здесь есть масса причин. Действительно, сегодня государство оказывает хорошую поддержку бизнесу — работает масса программ. Однако при реализации программ участникам необходимо собрать кучу документов. Это отпугивает многих. Думаю, нужно упростить механизм получения господдержки. Вторая проблема заключается в недостатке информации по этому вопросу. К сожалению, люди мало верят в собственное государство и не надеются, что оно может помочь. А нужная информация до них просто не доходит. Третьей причиной являются не лучшие условия для ведения сельского хозяйства, в наших природных условиях это очень трудоемкий и капиталоемкий процесс. Поэтому на производство идут единицы. К примеру, два года назад, когда я задумывал свой проект, нас было десять предпринимателей, каждый со своим направлением. Кто-то собирался также открыть птицефабрику, кто-то хотел заняться переработкой шерсти, кто-то планировал построить овощебазу. Из них только я смог довести дело до конца. Реализация проектов требует больших финансовых затрат, душевных сил и нервов, потому что на пути встречается много всяких преград, в основном, бюрократических.

Вроде государство предлагает хорошую помощь — только бери и начинай работу. Но, как показывает практика, существующий механизм не эффективен. Думаю, чиновники от государства должны хорошенько подумать и найти новые пути решения этого вопроса, — уверен предприниматель.

По данным, озвученным первым заместителем председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Рахимом Ошакбаевым, по условиям международной торговли Казахстан по-прежнему занимает одно из последних мест в мире — 182 место из 185: требуется оформление 9 документов, что в среднем занимает 81 день. Причем стоимость экспорта 1 контейнера составляет более 4 тысяч долларов. Условия за 7 лет не улучшились, а даже ухудшились. Для того чтобы исполнить контракт в принудительном порядке через судебную систему, необходимо 370 дней и 37 процедур. При этом судебные издержки составят 22% от стоимости контракта. А на ликвидацию предприятия потребуется 1,5 года.

Вместе с тем, Глава государства точно обозначил задачу вовлечения казахстанцев в предпринимательство в Стратегии «Казахстан-2050» и отметил, что необходимо создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стал полноценным участником экономических преобразований. В этой связи важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу.

Понятно, что малый и средний бизнес — опора экономического развития любого государства. Поэтому именно от него во многом зависит решение проблем занятости населения, наполнение внутреннего рынка отечественными товарами и формирование конкурентной среды.

 

 Алма ТУРГАНОВА,

фото Ерлана АЛТЫБАЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button