В Атырау официально зарегистрирован филиал частного АВА центра «Росток», который занимается прикладным анализом поведения детей с особыми потребностями с диагнозом «расстройство аутистического спектра».
В центре работают 16 преподавателей, из них семь АВА-терапевтов и узкие специалисты, такие как психолог, логопед, дефектолог, реабилитолог, специалист по лечебной физической культуре. Здесь занимаются с детьми с диагнозом «аутизм», синдромом Дауна, ДЦП, задержкой психического развития, задержкой речевого развития.
– Основная методика центра – АВА-терапия – прикладной анализ поведения. Это коррекционно развивающая методика, с помощью которой можно научить детей тем навыкам, которых у них нет, – говорит директор Атырауского филиала АВА центра «Росток» Умирлазат Утебаева. – Для наших родителей, которые уже знакомы с АВА, она стала их образом жизни. АВА корректирует то поведение, которое на данный момент ребенку необходимо. Например, у детей с особыми потребностями часто бывает нежелательное поведение, которое образуется из-за того, что ребенок не может объяснить многие вещи, он не умеет просить, взаимодействовать с другими детьми. Со стороны кажется, что это избалованный ребенок, и многие родители закрываются, стесняются этого. Родители, работающие по данной методике, принимают диагноз своего ребенка, открыто говорят об этом. Поэтому в центре ведутся групповые занятия, где ребенок проходит навыки социализации, у него вырабатываются коммуникативные навыки. Многие из особых детей не умеют разговаривать, хотя в состоянии это делать. И мы работаем над этими навыками, когда ребенок достигает определенного уровня, мы начинаем готовить его к нормотипичной среде. В моей практике есть дети, которые занимались по нашей методике, а сейчас перешли учиться в общеобразовательные школы. Важно, когда преподаватель работает в союзе с родителями, чтобы они поддерживали и развивали то, чему учат детей преподаватели. Тогда ребенок будет приближен к норме.
АВА центр «Росток» – одна из первых организаций в Казахстане, занимающаяся реабилитацией детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития. При работе в центре используются только методики с доказанной эффективностью, альтернативные системы коммуникации (коммуникационная система обмена изображениями, жесты). При этом работа основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Вначале специалисты делают первичную оценку навыков ребенка. Затем составляют индивидуальную программу с учетом сильных сторон ребенка и направленностью на формирование жизненно необходимых навыков ребенка. Составляют план коррекции поведения. Обучают семьи, проводят индивидуальные консультации.
Главная цель центра – помочь детям реализовывать свое конституционное право на образование и интеграцию в общество. А также всестороннее содействие решению проблем развития и обучения детей в семьях, где есть ребенок с диагнозом «аутизм».
Жанат ШАЯХМЕТОВА