МАРАТ АХМЕТЖАНОВ: «В ГОССЛУЖБУ — ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЫ»
Реформирование государственной службы продолжается. Сегодня внимание общественности приковано к слугам народа, от которых ждут эффективной работы, направленной на улучшение качества государственных услуг и непримиримую борьбу с коррупцией. О проводимой работе в этой направлении наша беседа с руководителем департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Атырауской области Маратом АХМЕТЖАНОВЫМ.
— Марат Муратович, в стратегическом документе Главы государства «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» первостепенное значение отводится формированию профессионального государственного аппарата. Какие шаги будут реализовываться уже в ближайшее время?
— В настоящее время наша страна продолжает широкомасштабное реформирование системы профессионального государственного аппарата. Президент назвал Планом нации предстоящие 5 институциональных реформ, которые создадут условия для вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира. Реформы Главы государства направлены на доверие граждан к государству, обеспечение прозрачности деятельности государственного аппарата и динамичного развития экономики.
Первая реформа – формирование профессионального государственного аппарата — включает в себя 15 конкретных шагов. В этом направлении обозначены такие показатели, как модернизация государственной службы, прозрачное карьерное продвижение, централизованная система отбора, обязательный испытательный срок, переход на оплату труда по результатам, регулярное обучение госслужащих.
На сегодняшний день планируется внедрение трехступенчатой системы отбора. Это позволит отбирать на государственную службу действительно компетентные кадры. В обязательном порядке будет введен обязательный испытательный срок для тех, кто впервые поступил на госслужбу. Законодательно будет закреплена система регулярного обучения госслужащих и повышение квалификации не реже одного раза в три года. Теперь вновь пришедшие на госслужбу не смогут занимать сразу высокие посты, а должны начинать с самого нижнего уровня. Это означает, что государственный служащий должен продвигаться по карьерной лестнице поэтапно. Но при этом предусматривается повышение оплаты труда госслужащих по результатам их деятельности.
— В этом году 23 июня госслужащие страны во второй раз отметят свой профессиональный праздник. С какими успехами госслужащие области подошли к праздничной дате?
— Указом Главы государства 23 июня утверждено Днем государственного служащего Республики Казахстан. Празднование Дня государственного служащего в Казахстане направлено на повышение статуса государственной службы. Актуальным в данным момент является подготовка профессионально подготовленных, компетентных госслужащих.
На сегодняшний день в Атырауской области трудятся более 3000 государственных служащих, на плечах которых нелегкая ноша ответственности за реализацию государственных программ, направленных на повышение благосостояния нашей страны.
В преддверии праздника департаментом и областным управлением физической культуры и спорта в спортивно-оздоровительном комплексе «Мунайшы» состоялась спартакиада среди государственных служащих региона. Наряду с этим будут организованы торжественные церемонии принесения присяги лицами, впервые поступившими на госслужбу. Кроме того, за образцовое исполнение служебных обязанностей будут вручены благодарственные письма.
— Для противодействия коррупции совершенствуется национальное законодательство, при этом применяется положительный зарубежный опыт. Заложен фундамент для новых законов, направленных на общественный контроль государственных органов. Через какие механизмы будет усиливаться такой контроль?
— Если не будет постоянного контроля, он не даст желаемых результатов. Непрерывность контроля можно обеспечить только с участием общественности. То есть, используя возможности общественного контроля, можно будет способствовать усилению государственного контроля.
С этой целью впервые разработан проект Закона «Об общественном контроле РК». Данный законопроект отражает интересы всех слоев общества. Общественный контроль осуществляется в целях защиты и обеспечения общественных интересов. Механизмом общественного контроля будет доступ к информации.
Важно отметить, субъекты общественного контроля смогут обращаться лично с запросами, а также направлять индивидуальные и коллективные письма к госорганам.
Кроме того, осуществлять выявление нарушений требований антикоррупционного законодательства, в том числе во взаимодействии с правоохранительными и госорганами.
— В вашем ведомстве создан Общественный совет. Как строится его работа?
— Общественный совет при Департаменте Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Атырауской области является консультативно-совещательным органом.
Основной его задачей является объединение усилий государственных органов, НПО и общественности для обеспечения контроля качества и доступности государственных услуг.
В настоящее время на заседаниях Общественного совета рассмотрены вопросы состояния внутреннего контроля местных исполнительных органов за качеством государственных услуг, в том числе нарушения сроков их оказания. Наибольшее количество нарушений допущено в сфере архитектуры и градостроительства — 43, образования — 3, а также земельных отношений — 1.
По итогам заседания государственным органам, допустившим нарушения сроков оказания государственных услуг, рекомендовано принять соответствующие меры. В настоящее время все рекомендации выполнены.
— «ПК» часто пишет о заседаниях Дисциплинарного совета. К сожалению, иногда после некоторых заседаний складывается впечатление, что площадка Диссовета превратилась в сведение счетов между государственными служащими: какие-то мелкие поклепы друг на друга, и при этом обязательно выносится решение о внесении дисциплинарного взыскания. Как вы это прокомментируете?
— Созданные Дисциплинарные советы Агентства являются коллегиальными органами, рассматривающими вопросы укрепления государственной дисциплины, соблюдения госслужащими антикоррупционного законодательства РК и Кодекса чести госслужащих.
Хочу отметить, что на заседаниях Диссовета рассматриваются не только мелкие нарушения, но и крупные. При рассмотрении дисциплинарных дел члены Диссовета не только наказывают, но и защищают права госслужащих.
— Какие проблемы в сфере государственной службы по нашему региону вы могли бы назвать?
— Одна из специфических проблем в регионе – это нехватка профессионалов.
Профессионалы есть, но, к сожалению, они в основном работают в частном секторе. Так как в регионе расположены крупнейшие нефтяные компании, которые могут им предложить более высокую зарплату, профессионалы уходят в частные структуры.
— В подавляющем большинстве случаев коррупция проявляется в незаконных сделках на госслужбе, и чаще всего при оказании государственных услуг. Что удалось изменить и улучшить в этой сфере?
— Да, я согласен, сфера государственных услуг наиболее подвержена коррупции. Многие госслужащие не осведомлены или имеют низкий уровень осведомленности законодательства в сфере оказания государственных услуг. Это отмечается нами в ходе проверок. В целях решения этого вопроса мы большой приоритет уделяем просветительской работе, особенно в сфере оказания госуслуг.
— Несмотря на принимаемые меры, коррупцию победить пока не удается. А есть ли вообще действенные механизмы в ее противодействии?
— На свете нет ни одного государства, которое могло бы похвастаться, что в корне искоренило коррупцию. Но мы усиленно работаем над тем, чтобы существенно снизить уровень коррупции. Необходимо устранить причины, порождающие коррупцию. Второй механизм – антикоррупционное просвещение. В сознании населения важно внедрить необходимость искоренения коррупционного поведения, прививая стремление к устранению этого явления.
— Комплексные меры по развитию сферы государственных услуг и информатизации работы государственного аппарата должны значительно сократить прямые контакты чиновников с гражданами, соответственно, и минимизировать условия для коррупционных проявлений. Но для того чтобы эти меры реализовались в полном объеме, требуется достаточно высокая компьютерная грамотность населения, умение и желание использовать возможности «электронного правительства». Как быть?
— Да, я согласен с Вами. Высокая компьютерная грамотность населения является важным фактором в развитии сферы электронного Правительства. По данному направлению правительством и в целом государственным аппаратом в настоящее время проводится значительная работа. Если Вы заметили, в ЦОНе есть специальные компьютерные пункты, где можно сесть и воспользоваться услугами электронного правительства. При этом самое главное — есть инструкторы. Консультант встречает, проводит инструктаж и обучает, чтобы услугополучатель в последующем самостоятельно мог получить государственную услугу в электронном виде.
Сейчас молодое поколение уже едва ли не с рождения пользуется электронными девайсами, гаджетами. Касательно правовой грамотности молодых, то я не переживаю. Самая главная задача на сегодняшний день — обучить правовой грамотности среднее и старшее поколения.
— Какие ступени нужно пройти, чтобы стать госслужащим? Перед нашей беседой я разговаривала со многими людьми и спрашивала, хотели бы они пойти на госслужбу? Многие ответили утвердительно, но заявили, что попасть туда тяжело, дескать, туда пробиваются только «свои» и за взятку. Что вы на это скажете?
— Это не так. Сегодня все процедуры конкурса принятия на госслужбу открыты и прозрачны.
— В советское время партийные кадры готовили чиновников обкома партии, и кандидату нужно было пройти все звенья, начиная с низов. Сейчас некоторые государственные служащие получают «корочку» и сразу занимают руководящее кресло. Что вы на это скажете?
— Я говорил об этом в начале нашей беседы. Впредь, вновь пришедшие на госслужбу не смогут занимать сразу высокие посты, а должны начинать с самого нижнего уровня. Это означает, что государственный служащий должен продвигаться по карьерной лестнице поэтапно, переходя от одной ступени к другой, совершенствуя свои управленческие навыки и повышая свой профессиональный уровень. Это будет обеспечивать прозрачность, объективность государственной службы, а также даст мотивацию подниматься по службе государственным служащим, которые будут проявлять себя.
Светлана НОВАК