«Лишь знанием движется век…»
Завершился учебный год, и теперь за парты сели сами учителя. В Атырауском филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «?рлеу» начались курсы для учителей школ, работников детских дошкольных учреждений и преподавателей колледжей. Сегодня на вопросы «ПК» отвечает директор центра Маржан Галимжанова.
— Маржан Анесовна, давайте наш разговор начнем с самого актуального. Расскажите о том, как учителя будут изучать английский язык, русскоговорящие — казахский язык, педагоги из сельской местности — русский язык.
— Глава государства неоднократно говорил о необходимости поэтапного перехода на трехъязычное образование. Были отмечены главные идеологемы: первое – казахский язык сохранит свою доминирующую позицию. Большое внимание будет уделяться его дальнейшему развитию. Второе – английский язык является языком новых технологий, новых производств, новой экономики. Отметим, что уровень школ и квалификации учителей в городах и селах существенно различается. Поэтому очень актуальна проблема дефицита квалифицированных педагогов. Учитывая все эти аспекты, необходимо внедрять английский язык поэтапно.
В этом году начались курсы по новым программам по освоению инновационных методик преподавания предмета на английском языке: первый – 470-часовой курс по образовательной программе повышения квалификации педагогических кадров «Развитие профессиональной компетентности учителей по освоению инновационных методик преподавания предмета на английском языке» для учителей физики, химии, биологии, информатики школ с казахским и русским языками обучения, который регламентирует обучение учителей школ, преподающих в старших классах физику, химию, биологию и информатику, имеющих уровень владения английским языком не менее В1.
Второй – 640-часовой курс по образовательной программе повышения квалификации педагогических кадров «Формирование предметной и коммуникативно-языковой компетентности учителей в условиях обучения на трех языках» для учителей физики, химии, биологии, информатики школ с казахским и русским языками обучения регламентирует обучение учителей школ, преподающих в старших классах физику, химию, биологию и информатику, имеющих уровень владения английским языком не менее А2.
— Насколько это реально — преподавать физику или информатику в 2019 году на английском языке?
— Как было отмечено в Послании Президента, начиная с 2019 года обучение по некоторым предметам в 10–11-х классах должно проходить на английском языке. В целях реализации поставленной задачи областное управление образования, согласно плану, в 2017-2018 учебном году запускает пилотный проект по изучению таких предметов, как информатика, химия, биология, физика на английском языке в некоторых школах области.
— Готовы ли наши учителя 1 сентября 2019 года заговорить по-английски, объясняя урок физики в 11 классе?
— Мы к этому идем, и я прошу не относиться к этому скептически. Никто пока не требует вести все 45 минут урока на английском языке. Но те, кто понимает, что это дело будущего, уже сейчас сами учатся дополнительно, за свой счет. В некоторых школах уроки у старшеклассников уже потихоньку ведутся на английском.
— Кто обучает наших педагогов? Откуда приехали мастера и тренеры?
— В нашем институте за последние два года подготовлены 19 преподавателей-тренеров, которые обучались по специальным программам.
Курсы проводят специально подготовленные, сертифицированные тренеры, которые прошли стажировку за рубежом: в Сингапуре, Корее, Великобритании, России, Австрии, Австралии и во Франции.
— Какова продолжительность курса, кто ведет оплату за обучение?
— Продолжительность курса зависит от его вида. Например, краткосрочные курсы для работников дошкольных организаций и курсы по развитию робототехники для педагогов среднего образования рассчитаны на 72 часа, а курсы для педагогов среднего и дополнительного образования – на 80 и 160 часов.
Продолжительность курсов повышения квалификации в рамках обновления содержания среднего образования зависит тоже от образовательных программ: например, по «Физической культуре» – 40 часов, по программам «Математика», «Информатика», «Химия и естествознание», «География и естествознание», «Физика», «Всемирная история и основы права», «История Казахстана и основы права» – 80 часов, по программе «Начальные классы» – 120 и по языковым дисциплинам (казахский язык, русский и английский языки) – 160 часов.
На уровневые курсы по программе «Эффективное обучение» для учителей общеобразовательных школ отведено 296 часов занятий, а на программу «Общечеловеческие ценности на уроке» – 340 часов.
Командировочные расходы слушателям уровневых курсов, только из районов, оплачиваются центром из республиканского бюджета.
— По окончании курса учителя получат сертификат и т.д. А кто проверяет, как они на деле, на уроке проявляют свои полученные знания?
— По окончании курса cлушатели краткосрочных курсов получают сертификаты по итогам защиты проектных работ и по итогам тестирования, которое проводится в последний день обучения. Тесты создаются в среде объективно-ориентированного языка программирования Delphi.
Слушателям курсов в рамках обновления содержания среднего образования сертификаты выдаются по итогам защиты презентаций, на которых присутствуют наблюдатели и эксперты из центра педагогических измерений.
По окончании уровневых курсов слушатели также защищают презентации, проводят мини-уроки, а также сдают квалификационные экзамены и получают сертификаты
Также отделом мониторинга и анализа нашего института проводятся анкетные исследования слушателей по 9 критериям. По итогам анкетных данных выявляются результаты качества работы учителей области, что дает возможность установления обратной связи (рефлексии) с руководителями городских и районных отделов образования и руководителями школ.
На основе анкетного опроса оценивается работа, проведенная учителем в направлении профессионального роста в межкурсовой период. Результаты опроса обсуждаются в педагогических сообществах на уровне городских и районных образовательных организаций, и рассматриваются пути решения возникших трудностей.
— Маржан Анесовна, современный директор школы – это не только педагог, но и менеджер. Кто обучает директоров школ основам менеджента и маркетинга?
— Курсы по основам менеджента и маркетинга для руководителей школ и их заместителей проводятся в Республиканском институте повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (филиал АО «НЦПК ?рлеу», г. Алматы).
— Как бы вы сформулировали кратко свое личное отношение к переменам в системе образования?
— Кратко, к сожалению, не получится. Проблема эта на самом деле очень серьезная, и как бы это пафосно ни звучало, от личного настроя педагога, от его мотивации зависит успех реформ в образовании, а значит наше будущее. Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, и, на мой взгляд, переход к новой школе без соответствующей подготовки учителей, методистов и руководителей школ был бы преждевременным, так как реализовать на практике новые теоретические идеи без осмысления принципиально новых целей и задач, содержания и технологии обучения, новой формы оценивания было бы неправильным. И поэтому коллектив нашего института понимает, какая большая ответственность стоит по реализации этих задач.
Сегодня очень актуальны слова мудрого Абая:
Лишь знанием жив человек,
Лишь знанием движется век,
Лишь знание – светоч сердец.
Да, знания – это большая созидательная сила, благодаря которой мы повысим и утвердим свой статус востребованного педагога, свой современный профессиональный имидж. Я уверена, что мы вместе будем расти профессионально, вкладывая знания, опыт, мастерство в повышение качества образования школьников.
Марина КУАНЫШЕВА