ЛЕДОКОЛЫ НА ТЮЛЕНЬИХ ЛЕЖБИЩАХ
А также о новых правилах рыбной ловли в весеннюю путину
Широкомасштабное освоение нефтяных богатств шельфа Каспийского моря, сопровождающееся интенсивным движением ледоколов, вспомогательных судов и барж, негативно влияет на популяцию тюленей. Какие меры нужно предпринять, чтобы уберечь уникальную популяцию? Ответ на этот вопрос мы попытались получить, побывав в понедельник вместе с представителями Министерства сельского хозяйства и рыбоохраны на морских островах, вокруг которых зимой обитают тюлени и где ежедневно проходят мощные суда нефтяных компаний. Впервые были даны ответы и на вопросы, давно волновавшие тысячи рыбаков нашей области: когда начнется весенняя путина и каковы условия ее проведения?
В этом году Каспийское море покрыто сплошным льдом на многие десятки километров от берега, поэтому в поисках лежбищ тюленей пришлось лететь более часа. Больше всего тюленей с борта вертолета мы наблюдали в районе острова Кулалы Мангистауской области. Надо сразу сказать, что аномально сильные морозы, на многие километры сковавшие море, животным абсолютно не мешают. У каждого тюленя, расположившегося на крепкой льдине, есть лунка, через которую он выходит на промысел или прячется в случае опасности. Даже с высоты птичьего полета видно, что тюлени перезимовали неплохо — услышав шум, они развивали на льду приличную скорость, устремляясь к лунке. Крепкий лед, кстати, на пользу и молодому потомству — чем дольше родившиеся в январе бельки находятся на льдине с матерью, тем они крепче. Из опыта прошлых лет известно, что, если зима была теплая и лед быстро таял, молодняк, вынужденно оказывавшийся в воде, часто погибал. В середине марта подросшие тюленята уже не нуждаются в материнском молоке, а самостоятельно ищут пропитание, отправляясь осваивать морские просторы. Это уже не бельки, а похожие на взрослые особи животные. И вот тут-то и молодых, и взрослых тюленей поджидает немало опасностей. Одна из них — интенсивное движение судов нефтяных компаний, пробивающих путь в замерзшем море.
По правилам, существующим в компаниях, обслуживающих участников северо-каспийского проекта, капитан, заметив тюленя, должен обойти его минимум за километр. Но караваны судов идут по пробитому в толстом льду пути и сделать крюк, огибая лежбище, согласитесь, фактически невозможно. Никто не гарантирует и то, что охотящиеся за рыбой в освобожденной ото льда воде животные не попадут под винт огромного судна.
— Мы давно слышим нарекания ихтиологов на то, что движение судов нарушает покой тюленей. Сообщают ихтиологи и о гибели животных. И хотя прямых доказательств этому нет, ситуация понятна. Поэтому на уровне Правительства будет решаться вопрос об ужесточении контроля за нефтяными компаниями, работающими в этих заповедных местах Каспийского моря. У нас уже есть договоренность с российскими учеными провести полномасштабные исследования состояния популяции каспийского тюленя. В том числе будет отслежено и влияние судоходства на состояние млекопитающих. После чего мы планируем инициировать изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие судоходство в Каспийском море в этих местах. Главным должен стать запрет на движение судов, в первую очередь, в зимний период, по маршрутам, где появляются тюлени. Иными словами, будут названы координаты, где суда вообще не должны появляться круглый год, — сообщил исполняющий обязанности председателя Комитета рыбного хозяйства Минсельхоза Республики Казахстан Бауржан Жумажанов.
Не могли не затронуть мы и вопрос, ответ на который волнует атырауских рыбаков: позволят ли им в этом году рыбачить весной на реке Урал? Как известно, в прошлом году впервые в истории нашего края во время нереста рыбы ее ловля в заповедной реке была полностью запрещена. Ловить можно было только в открытом море в нескольких десятках километров от устья Урала, чтобы не мешать рыбе заходить на нерест. На такой беспрецедентный шаг Правительство пошло в связи с резким сокращением запасов рыбы в Урало-Каспийском бассейне. Эффект от принятых для защиты рыбных запасов мер мы в прошлом году могли наблюдать: впервые в городской черте весной было достаточно много рыбы. Но этот запрет больно ударил по бюджету тысяч семей, испокон веков живших рыбным промыслом: они фактически были лишены заработка.
В этом году профессиональным рыбакам ловить рыбу в Урале разрешат. Соответствующее постановление Правительства уже подписано.
— Лов рыбы на тоневых участках реки Урал в весеннюю путину будет разрешен производственным кооперативам с момента распыления льда и до 25 апреля. В новый вариант правил проведения путины внесены существенные изменения. Они касаются не только сокращения срока, до которого можно будет ловить рыбу — раньше ловили до 20-х чисел мая, а также и правил. Через каждые пять дней будет объявляться трехдневная дневка. Этого времени вполне достаточно, чтобы идущая на нерест рыба смогла войти в Урал и подняться чуть выше городской черты. Так что, 5 дней -лов, 3 дня — отдых. А вот на море лов может продолжаться дольше — до 10 мая. Установлен и лимит на вылов частика. Это примерно 10 тысяч тонн по реке Урал и 5 тысяч тонн на Кигаче, — сообщил начальник Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Амантай Айжигитов.
Виктор СУТЯГИН,
Мангистауская область,
остров Кулалы
Подробности читайте в ближайшем номере «ПК»