КСО: ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА
В нефтяной столице ТОО «Тенгизшевройл», пожалуй, можно назвать первопроходцем в области корпоративной социальной ответственности. Это связано с тем, что многие вопросы, лежащие в основе КСО и обсуждаемые в данном контексте, давно занимают важное место в их практической работе.
В отличие от ряда других крупных региональных компаний, в ТШО отнюдь не воспринимают КСО как благотворительную деятельность. Работа по обеспечению корпоративной социальной ответственности воспринимается как прагматичное направление развития бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет повысить деловую репутацию бизнеса, капитализацию компании, установить эффективные и сбалансированные отношения с государством, акционерами, потребителями, персоналом, партнерами, местными сообществами.
ТШО декларирует свои программные намерения в области КСО в специальных документах, причем публично их декларирует. Преимущественно руководствуется в своей практике подобными документами стратегического уровня, в том числе в области здоровья, безопасности и экологии.
В Атырау, чего уж там скрывать, зачастую активность в социальной сфере направлена лишь на формирование имиджа компании и манипуляцию общественным мнением в регионе деятельности. У ТШО такого нет. Если надо — обустроят дворик детдома, выделят деньги НПО, у которых проекты заслуживают действительно финансового вливания. Между тем многими крупными компаниями КСО не рассматривается как ключевое направление деятельности компании, непосредственно связанное с единой бизнес-стратегией корпорации.
Среди отечественных компаний сегодня можно наблюдать разные подходы к вопросам корпоративной социальной ответственности. Например, для целого ряда компаний КСО — основополагающий принцип, в соответствии с которым строится корпоративное планирование, разрабатываются стратегии и принимаются решения. А вот для пласта других организаций и предприятий такая корпоративная социальная ответственность ассоциируется лишь с возникновением новых вопросов, которые необходимо решать исключительно исходя из одной причины: только бы компания не лишилась, к примеру, «лицензии на производственную деятельность».
Корпоративная социальная ответственность, широкое определение которой основано на таких понятиях, как надежность положения компании, ее устойчивое развитие и управление, обуславливает изменение деловой стратегии крупных компаний. Сегодня это наиболее комплексный вопрос, который стоит перед всем бизнес-сообществом. И, уверена, у ТОО «Тенгизшевройл» в этом отношении есть чему поучиться.
Надежда ШИЛЬМАН