Общество

КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ

Недавно Атыраускую область посетил глава духовного управления мусульман Казахстана Абсаттар Дербисали. В режиме живого общения с жителями региона верховный муфтий затронул очень важные для нашего общества темы. Такие, например, как сохранение межнационального согласия, мира и толерантности.
Абсаттар Дербисали приехал вместе с делегацией ученых-теологов, специалистов религиоведения. Встречи-беседы оказались своевременными и конструктивными, многие получили ответы на давно волнующие вопросы. После этого конструктивного диалога, мы решили представить общую картину того, что получили от общения с главным муфтием страны наши земляки.
Майра Жасанова, жительница города Кульсары.
— Если честно, я впервые была на мероприятии, где присутствовало так много священнослужителей, поначалу даже немного растерялась. Но когда муфтий начал вести собрание в обыденной и непринужденной форме, поняла, что приехала не зря. Конечно, одной из серьезнейших проблем в нашем обществе является распространение религиозных сект, их деяния и много других негативных последствий. Но меня, возможно, как и всех женщин, больше волновал вопрос ношения хиджаба. С 2004 года я регулярно посещаю мечеть, читаю намаз и, соответственно, ношу хиджаб. До сих пор непонятно, можно ли его носить или нет. С одной стороны, в новом законе о религии, об этом ничего не сказано, но создается ощущение, что ходить в хиджабе равносильно преступлению. Также хотела бы уточнить, что хиджаб это совсем не никаб или паранджа. То, что муфтий категорично не выступил против ношения хиджаба и даже каким-то образом выразил свое благосклонное отношение к нему — конечно, если это будет красиво, эстетично, без закрытия лица и слепого фанатизма, для меня значит многое. К мнению такого весомого человека я просто не имею право не прислушаться, поэтому уже сейчас стараюсь придать своей одежде национальный колорит, — завершила Майра.
А вот госслужащего Мадияра Оспанова заинтересовал вопрос квалифицированных кадров среди духовенства.
— На конференции рассказали об опыте Турции в борьбе с сектантами. Но извините, Турция — это пусть и светская, но очень подкованная в отношении ислама страна. И если даже у них возникла такая проблема как возникновение религиозных экстремистов, то для нас она не должна стать неожиданностью. Меня интересует вопрос, как долго будут обучать этих высококвалифицированных специалистов и почему уже имеющиеся не могут донести свое священное слово до народа.
По словам представителя духовного управления мусульман Казахстана по Атырауской области Нурбека Есмаганбета, неверно было бы полагать, что священнослужители не работают с населением, именно духовенство является инициатором проведения бесед с молодежью и привлекает как можно больше теологов в нашу область. «Имамы, по сути, только и занимаются тем, что рассказывают о сущности ислама, о том, что это миролюбивая религия и ей чуждо насилие. Однако мы прекрасно понимаем, что необходимо работать дальше и больше, поэтому могу сказать, что в ближайшие 3-4 года проблему с кадрами мы решим», — заверил главный имам.
На встрече было сказано, что необходимо изменить свое отношение к духовенству. «Очень рад, что у нас в мечети открылся новый зал на 500 мест. Если в его строительстве не принимали участие ни акимат, ни другие государственные органы, то на какие средства он был построен? И на что живут священнослужители? Неужели хватает пожертвований?» — задал вопрос духовенству директор ТОО «Думан» Жанат Едильбеков.
Как оказалось, мечеть была расширена на денежные средства спонсоров, заработная же плата имамам выделяется действительно из пожертвований.
Что такое традиционный ислам, какую веру проповедуют салафиты или ваххабиты — эти вопросы достаточно глубоко осветили в своих выступлениях священнослужители. Выяснилось, что большая часть населения до сих пор уверена в том, что джихад — это священная война против неверных. По словам духовенства, выступление муфтия на эту тему было как нельзя кстати. Как отметил глава ДУМК, ни одна вера в мире не призывает к насилию, уничтожению, убийству. «Джихад» означает борьбу человека с собственными пороками, положительный итог которой должен привести верующего к самоочищению.
Уже на протяжении нескольких лет, казахстанцы не могут провести грань между верующими, которые исповедуют традиционный ислам и теми, кто выступает за продвижение радикальных идей в обществе. Напомним, участники конференции говорили о том, что последние запрещают уважать или разговаривать с родителями, не принимающими их веру, и открыто осуждают веками соблюдавшиеся обычаи.
«Я деловой человек, интересуюсь всем, что происходит вокруг меня, особенно политическими событиями. Заметил внезапное проявление религиозности многих политиков: вчерашние атеисты сегодня читают намаз, ставят свечки… Наверное, это также является частью политической игры?» — интересуется молодой педагог Айдар Жапаров.
— Политики — это обыкновенные люди, — ответил Нурбек кажы, — как и для миллиона казахстанцев, это часть их исламской культуры. Поэтому ничего удивительного в этом нет, как и нет абсолютно никакой пропаганды религии.

Айнура ЖУБАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button